Евгения Гражданинова
Мастер-класс «Нетрадиционный педагогический совет в форме деловой игры «Мы одна команда»
Кому адресована программа: начинающим старшим воспитателям.
Целевое назначение программы: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса, в творческой форме, сплочение педагогического коллектива, развитие творческого мышления, сотрудничества и сотворчества через совместное решение поставленных задач.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Нетрадиционный педагогический совет в форме деловой игры „Мы одна команда“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
1. Расширить кругозор участников мастер-класса, повышение их компетентности в области теоретических и практических знаний по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, посредством выполнения заданий на командообразование.
2. Развивать позитивное самопознание, возможность заимствовать элементы педагогического опыта в процессе общения друг с другом. Согласовывать свои действия, действовать совместно, с коллегами в обстановке творческого взаимодействия и сотрудничества. повысить осознание рациональности распределения командных ролей и обязанностей.
3. Выявить интерес к данному виду деятельности, желание педагогов применить его в своей деятельности.
Оборудование и материалы: медиапроектор, экран, презентация: «Нетрадиционный Педагогический совет в форме деловой игры «Мы одна команда»», 2 разрезные картинки со словами «Согласие» и «Единство», буквы слова «Проблема», жетоны, 2 кнопки-звонка, песочные часы, чистые листы А3и А4, карандаши простые, маркеры, 2 - стола для работы в микро-группах.
Предварительная работа:
Подбор информационного материала.
Подготовка мультимедийной презентации: «Нетрадиционный Педагогический совет в форме деловой игры «Мы одна команда».
Технология проведения мастер-класса
Здравствуйте уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию мастер - класс по теме «Нетрадиционный Педагогический совет в форме деловой игры «Мы одна команда»».
Педагогический совет – это форма взаимодействия педагогов, эффективный способ их обучения и стимуляции профессионального роста. Само сочетание слов «Педагогический совет» означает - «советоваться, держать совет».
Умение работать в одной команде, означает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. Для этого необходимо, чтобы имелось некая задача, результат которой зависит от совместных действий каждого члена коллектива.
Традиционный вариант проведения Педагогического совета : доклад, содоклад, выступления – не эффективен, да и неинтересен большинству педагогов. Чтобы разбудить творческую мысль педагогов, вызвать у них потребность в деловой дискуссии, обратной связи и оказать положительное влияние на динамику воспитательно-образовательного процесса, нужно использовать нетрадиционные, современные интенсифицированные формы проведения Педагогического совета.
Существует множество интересных форм проведения Педагогического совета, где возможно работать в команде
1. КТД. 2. творческая мастерская. 3. презентация педагогических инноваций. 4. деловая игра. 5. круглый стол. 6.– аукцион педагогических идей. 7.– мастер-класс. 8. - тренинг
Преимущества этих форм состоят в следующем : предусматривается участие каждого педагога в работе педагогического совета; развивается инициатива, творчество каждого члена коллектива; повышается практическая направленность решения проблемы, а также сплоченность коллектива.
Уважаемые коллеги! Выйдите в зал те педагоги, у которых на спинке стула, находится прямоугольник. Давайте с вами познакомимся, вы будете называть свое имя и стаж работы. Я начну, а вы продолжите.
Прежде чем начнем наш педагогический совет давайте поиграем.
У вас в руках находятся разрезанные карточки, ваша задача соединить их и получить слова. У вас получились слова «Согласие» и «Единство», мы будем стремиться работать в своих командах в согласие и единстве, и у нас получилось 2 команды, они так и будут называться. А уважаемое жюри, поможет нам оценивать вашу работу. За каждое правильно выполненное задание, вы будете выдавать жетон команде.
Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места, и мы продолжим.
Я вам предлагаю, провести наш педагогический совет в форме деловой игры. Деловая игра – обучающая форма, в которой участники наделяются определенными ролями и чаще всего используется для подведения итогов работы коллектива, по какой- либо проблеме. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность.
А теперь, послушайте стихотворение.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,
Пока идешь за кем - то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Н. Рыленков.
Коллеги! Как вы думаете, какую педагогическую технологию иллюстрируют данные строчки? Именно ей мы и посвятим наш разговор.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта.
Итак, первый раунд нашей деловой игры, называется «Мозговой штурм».
Я задаю вопрос, чья команда быстрее нажимает на кнопку и правильно отвечает на вопрос, то получает жетон, кто больше наберет жетонов, та команда и выигрывает данный раунд.
Вопросы:
1. Кто является основоположником проектного метода?
• американский педагог демократ Джон Дьюи;
• великий русский педагог К. Д. Ушинский;
• французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных"
2. Проект – это….
• педагогический вид деятельности;
• °путь исследования, т. е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ;
• вид непрерывной образовательной деятельности
3. Что является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию:
• деятельностный подход;
• °технология проектирования;
•взаимодействие детского сада и семьи
4. Что такое педагогическое проектирование?
• дань моде;
• вид педагогической деятельности;
• догма профессиональной деятельности педагога
5. Выберите одну из составляющих метода проектов:
• авторитарный стиль общения педагога;
• самостоятельная активность детей;
• отсутствие участия родителей в процессе.
6. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?
• °репродуктивный;
• поисковый;
• творческий.
7. Какой вид деятельности не является характерным для заключительного этапа?
• сопоставление цели и результата проекта;
• рефлексивная оценка проекта;
• выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.
8. Какое содержание педагогической деятельности является характерным для подготовительного этапа?
• определение средств необходимых для реализации проекта;
• составление перспективных планов;
• презентация полученных результатов;
Хорошо, с заданием вы справились, переходим ко второму раунду.
2 раунд называется «Объяснялки»
Дети непосредственные участники любого вида нашей педагогической деятельности, и они вам тоже хотят задать вопросы. Вам предстоит отгадать объяснение ребенком очень полезного предмета, который может понадобиться в исследовании.
(Видео детей, загадывающие «Объяснялки»)
1. Это такой простой, но оригинальный прибор для изучения окружающего мира. В него с прозрачными стенками можно аккуратно поместить какое - либо небольшое насекомое и наблюдать за ними через чтото такое, что нам иногда помогает рассмотреть совсем маленькое. На донышке этого прибора нанесена измерительная сетка для определения размеров изучаемого объекта. Ответ стакан: лупа.
А без этого предмета, не обходится ни одна продуктивная деятельность, как ребенка, так и взрослого
2. Раньше этот предмет был свинцовым. Вся беда в том, что он сильно пачкал руки. Он изменялся и изменялся и. Им теперь пользуются взрослые и дети. Ответ: карандаш.
И с этим заданием вы справились на отлично.
3 раунд называется «Знатоки проектного метода»
Поступил вопрос от педагога ДОУ
1. Уважаемые педагоги, расскажите, пожалуйста, о формуле разработки проекта. Отразите, пожалуйста, свою версию ответа в письменном виде, составив пирамиду, где начало этой формулы будет записан на большом овале, а его результат – вершина пирамиды». Ответ: Проект 5 П.
Уважаемое жюри, подведите итоги 3 раундов.
Продолжим работу, коллеги выйдите, пожалуйста, в середину зала, я вам раздам буквы, из которых нужно составить 1 слово. «Проблема»
Любая проектная деятельность начинается с формулировки проблемы.
Для того, чтобы решить проблему, необходимо сформировать команду педагогов и правильно распределить роли, учитывая индивидуальные особенности педагогов. Возьмите по одному маркеру, педагоги с синими и зеленными маркерами садятся за один стол, а у которых красные и черные маркеры за другой.
Предлагаю вам перечень ролей, которые помогут в формировании команды :
- Энтузиаст, который повышает мотивацию педагогов или воспитанников, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
- Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех) областях.
- Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
- Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
- «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
- Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
- Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.
- Исполнитель, четко выполняет инструкции и поставленную цель.
Оцените себя по каждой роли, разделите круг на 8 сегментов, начните с той роли, которая у вас менее выражена, и находится в стадии формирования. И если вы будете проводить этот тренинг с педагогами, то будет понятно какую роль можно поручить каждому из педагогов в реализации проекта.
И последний раунд нашей деловой игры называется «Решение проблемы»
Предлагаю вам расписать структуру педагогического и образовательного проекта. А потом сделать анализ, в чем их отличие.
И, если мы с вами объединимся в одну команду, нам легче будет реализовать проект?
Наш педагогический совет и подходит к завершению, Уважаемое жюри, подведите, пожалуйста, итоги. Получилось у нас работать в команде?
Предлагаю обратить внимание на рефлексивный экран выбрать любую фразу и продолжите ее, дать обратную связь
- в ходе нашей встречи я узнала.
- мне было интересно.
- мне понравилось (или не понравилось).
- меня удивило.
- мне было легко (трудно).
- я почувствовала, что.
- у меня получилось (не получилось).
- мне захотелось.
- я попробую.
Конечно, нельзя полностью отрицать традиционные формы, испытанные годами, и их применение будет всегда иметь место, но в дальнейшем именно такие, нетрадиционные формы работы должны стать образцом неформального подхода к делу, увлекательного и содержательного разговора, вносить яркость, оригинальность и разнообразие в повседневную жизнь детского сада, а также работать в команде с интересом.
Мне хочется поблагодарить каждого из вас за активное участие и
желание взаимодействовать друг с другом. Мы совсем не знакомые вначале педагоги, благодаря командной игре, сплотились.
Спасибо за работу!