Евгения Нечаева
Конспект мастер-класса «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду»
▼ Скачать +Заказ
Мастер-класс «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду»
Цель :
Способствовать увеличению новыми формами и методами обучения стихов дошкольниками.
Задачи:
Оказание помощи педагогам в разучивании стихов с детьми нетрадиционным способам.
Познакомить с нетрадиционными методами;
Научить использовать эту технологию при разучивании стихотворений с воспитанниками.
Оборудование: картинки, черно-белые и цветные мнемотаблицы.
Публикация «Конспект мастер-класса „Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
В дошкольном возрасте разучивание стихов и текстов, является важным обучающим моментом.
Когда дети учат стих – развивается их речь, мышление воображение,память, словарный запас.
Не все ребята быстро запоминают стихотворения, что является проблемой для педагога.
Легко запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью.
При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение – мать учения». Однако от частого повторения у ребенка можно вызвать не любовь и даже раздражение, и что бы этого избежать разучивание текста необходимо превратить в игру.
При разучивании стихов необходимо использовать и другие виды памяти: двигательную,зрительную, осязательную. Самая сильная память – эмоциональная.
Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, осязаемым, видимым, представляемым.
Бывают различные нетрадиционные способы разучивания стихов.
Итак, назовем эти способы:
в движении,учить стихи по картинкам, построчно, использование мнемотехники, с помощью различных театров (пальчиковый, настольный, проговаривание хором.)
Первый способ.
Разучивание по картинкам.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков позволяет гораздо быстрее вспомнить стихотворение.
Я хочу вам предложить этим способом выучить стихотворения «Мышки водят хоровод», «Кораблик».
«Мыши водят хоровод»
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
«Кораблик».
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Второй способ. Разучиваем в движении.
Педагог читает текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает движения дети повторяют.
Попробуем выучить такие стихи «Снеговик»,«Ветер дует», «Снегири». На последний стих пожалуйста сами придумайте движения.
«Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок
(Дети идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежок)
Он превратился в толстый ком
(Останавливаются, рисуют двумя руками в воздухе ком)
И станет ком снеговиком
(Рисуют в воздухе снеговика из трех кругов разного размера)
Его улыбка так светла
(Показывают на лице улыбку)
Два глаза шляпа нос метла
(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, держат воображаемую метлу)
Но солнце припечет слегка
(Медленно приседают)
Увы. И нет снеговика.
(Пожимают плечами, разводят руками)
«Ветер дует»
Ветер дует на в лицо
(двумя руками машем на лицо)
Закачалось деревцо
(руками машем над головой)
Ветер тише,тише,тише
(присаживаемся опуская руки и проговаривая все тише)
Деревцо все выше!
(встаем поднимая руки вверх и произносим слова громко)
«Снегири»
Н. Нищева
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Головою вертят,
Улететь хотят.
- Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
Н. Нищева
Эти стихи с движениями можно читать не один раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Все это полезно для развития эмоциональной сферы, речи,образной памяти.
Третий способ. Разучиваем построчно.
Дети встают в круг, воспитатель проговаривает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». Здсь очень важно учитывать особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.
И так давайте попробуем разучить стихотворение «Дни недели».
«Дни недели»
В понедельник я стирал,
А во вторник подметал.
В среду с медом пек калач,
А в четверг играл я в мяч,
В пятницу посуду мыл,
А в субботу торт купил
В воскресенье отдыхал,
Сказки добрые читал.
Четвертый способ. «Театральный».
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.
Например,стихотворение А. Шибаева «Забыл» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами» игрушками.
Еще можно предложить детям взять клубок ниток и разматывая проговаривать строчку,а потом медлено наматывать читая стихотворение.
Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение.
Пятый способ. Мнемотехника.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких
слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Ушинский К. Д.
Данная техника очень эффективна при разучивании стихотворений. Использование рисунков для заучивания стихов превращает занятие в игру. Приемы мнемотехники в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи позволяет достичь высоких результатов в развитии связной речи.
«Елочки»
Мы елочки зеленные
Украшенье леса
В платьицах нарядных
Будто бы принцессы.
«Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок
Он превратился в толстый ком
И станет ком снеговиком
Его улыбка так светла
Два глаза шляпа нос метла
Но солнце припечет слегка
Увы. И нет снеговика.
Держа перед глазами такую карточку-символ,дети быстро запоминают любые тексты.
Используя приёмы мнемотехники можем решать ряд задач:
- мелкой моторики рук,
совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, - расширение словарного запаса,
- памяти, внимания, образного мышления,
- сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.
Но нельзя забывать, что мнемотехника это один из способов укрепления памяти и не заменяет традиционное заучивание текстов наизусть.
Список используемой литературы
1. ФомичеваМ. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
«Просвещение», 1980.
2. Дмитриева Т. И. Речевая мозаика. Коррекция у детей с задержками
речевого развития. Детство-пресс, 2007.
3. Интернет источники.