Лучший педагог года

Конспект мастер-класса «Народные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста»

Светлана Гамберова
Конспект мастер-класса «Народные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению с народными играми для детей дошкольного возраста и их значением.

Задачи: Рассказать коллегам о значении, функциях русских народных игр,

Познакомить с классификацией народных игр,

Дать рекомендации по использованию народных игр в детском саду.

Публикация «Конспект мастер-класса „Народные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Ход :

Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня мастер – класс будет посвящен русским народным играм и их значению в приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа.

Когда-то мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять их и сохранить уникальность. И договорились, что никогда не будут говорить о них вслух, а будут передавать их своим детям, чтобы те смогли передать своим. Так и случилось!»

И до сих пор все тайны, силу и мудрость своего народа дети узнают через специальные обряды, – мы их называем «ИГРЫ»!

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни.

Народные игры интересны и в наше время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век, они являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.

В старину у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались игры, передавая весь народный колорит. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Игры передавались из поколения в поколение.

Частью игры были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.

Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую он познает окружающий мир, человеческие отношения, собственные возможности. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.

Играя с детьми в русские народные игры я добилась следующих результатов: у детей начал появляться интерес к русскому народному творчеству; адаптация - привыкание к детскому саду прошло гораздо легче. Полученные некоторые знания дети начали отражать в различных видах своей творческой деятельности. У детей начали просматриваться задатки самостоятельных игр.

Но для себя, и вообще существует правило: прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры. По необходимости, в игре использую различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские костюмы, маски.

НАРОДНАЯ ИГРА,

1. Укрепляет здоровье, развивает сообразительность, ловкость, творчество.

2. Знакомит с окружающей жизнью, развивает любознательность и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов

3. Формирует нравственные качества, закрепляет полезные навыки к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу.

4. Развивает эмоциональную сферу, так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами.

5. Развивает эмпатичные способности.

6. Формирует чувства принадлежности к своему народу.

При огромном разнообразии видов игр и их классифицировать.

Классификация народных игр.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ.

Движения пальцев ребенка соединяются с короткими ритмическими стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми.

ИГРЫ-ЗАБАВЫ.

В этих играх необходимо проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.

ИГРЫ-ЛОВИШКИ.

Игры в которых воспитываются такие психофизические качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ.

Это целый ряд детских игр, который основан на соединение песни с движениями. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребёнок драматизирует что, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой.

ИГРЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ.

Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

БЫТОВЫЕ.

Игры, отражающие повседневные занятия наших предков. «Быт русского народа»

СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ.

Игры, отражающие стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Состязание может быть простым, например, в беге, в прыжках, в ловкости, и усложненным, то есть с применением какого-либо инвентаря: веревок, мячей, шаров, палок, камешек.

СЕЗОННО-ОБРЯДОВЫЕ.

Игры проводятся в определенное время года. Соответствуют русским народным праздникам. Работая над данной темой, были созданы картотеки игр по разным темам.

При выборе игр необходимо учитывать следующие факторы:

-возраст

-место проведения игр

-количество участников игры

-инвентарь для игр, знание правил игры

-выбор водящего

Как мы используем народные игры в своей группе. Существует картотека с названием, описанием, правилами игр, для того, чтобы любой мог просто поиграть с детьми. И еще один момент: почему детям стали интересны народные игры – Их приносит Домовой. У нас в группе живет семья домовых, и в начале каждой недели (они тематические) ребят ждет корзинка, с названиями и описанием игр, таким образом, настраивая детей. У домовых есть помощник: «Человечек из колечек», который может в любой момент появиться в группе, на участке, или даже на родительском собрании с игрой.

А сейчас я вам предлагаю немножко поиграть

Игра «Это понарошку»

Матрешка:

Грелась кошка у ворот,

Умывала лапкой рот,

Парикмахер петушок

Подарил ей гребешок,

Причесал он кошку

Гости:

Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Матрешка:

В облаках медведь парил,

Чай с воронами он пил.

Вдруг, навстречу крокодил,

Раз – и мишку проглотил,

Проглотил, как мошку…

Гости:

Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Матрешка:

Утром бабушка Варвара,

Комара несла с базара,

Видит: около плетня

С поросятами свинья,

Пляшет под гармошку…

Гости:

Нет, такого не бывает, - это понарошку

Русская народная игра «Капуста»

Круг – это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин» садится рядом с «капустой» и говорит:

Я на камешке сижу

Мелки колышки тешу

Мелки колышки тешу

Огород свой горожу

Чтоб капусту не украли

В огород не прибегали

Волки и синицы

Бобры и куницы

Заяц усатый медведь косолапый.

Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает – из игры выбывает. Участник, который больше всего унес «капусты», – победитель.

Русская народная игра «Пчелы»

Две равные команды: «пчёлы» и «цветы». «Пчелы» собираются в тесный кружок, «цветы» ходят вокруг них.

Поют: Пчёлки, пчёлки, жальца-иголки, Серые, малые, крылышки алые. По ветру летают, к цветам припадают, Медок собирают, в колоду таскают.

Затем «цветы» разбегаются, а «пчелы» их ловят. Поймавший говорит: «Замри». Когда все пойманы, меняются ролями.

Русская народная игра «Цапки»

Ведущий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый из играющих под ладонь ставит свой указательный палец.

Ведущий припевает:

Собирайтесь, колдуны, Под горячие блины,

Котик, жаба, цапа.

При слове «цапа» все быстро убирают свои пальцы; кто не успевает, выбывает из игры.

Или с малышами, как вариант, можно не выводить из игры, а просто задать вопрос по теме …. например: назови любое насекомое.

Свой мастер – класс я завершаю и предлагаю вам добавить нужное слово.

«Доскажи словечко».

Мы сегодня не устали,

Потому что …. (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень … (интересно).

Игр нам разных показали.

Новых много мы…. (узнали).

Русские народные

Игры хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них….(играть).

На такой оптимистической ноте мне бы хотелось пригласить всех

На чай с сушками,

Да на кисель с ватрушками (шутка)

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Конспект беседы «Народные традиции. Татьянин день» для старшего дошкольного возраста Татьянин день- народные традиции 25 января,замечательный праздник - Татьянин день! И как любой другой праздник,Татьянин день,тоже имеет.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Конспект НОД «Семейные традиции» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Семейные традиции» для детей старшего дошкольного возраста Цель: -развивать интерес к семейным традициям, -обозначить роль традиций в становлении крепкой и дружной семьи. Задачи: -продолжать прививать.

Мастер-класс с педагогами «Дидактическая игра как форма развития детей дошкольного возраста»Мастер-класс с педагогами «Дидактическая игра как форма развития детей дошкольного возраста» Мастер-класс с педагогами «Дидактическая игра, как форма развития детей дошкольного возраста». Дидактические игры занимают большое место.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Мастер-класс «Народные традиции. Масленица — домашняя кукла»Мастер-класс «Народные традиции. Масленица — домашняя кукла» Наступил февраль, и совсем скоро в воздухе будет витать аромат блинов, Масленица придёт! Блин, горячий, как солнышко, и, как солнышко,.

Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет.Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет. Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Народные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 сентября 2022 в 21:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса «Народные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гамберова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД