Светлана Гамберова
Конспект мастер-класса «Народные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению с народными играми для детей дошкольного возраста и их значением.
Задачи: Рассказать коллегам о значении, функциях русских народных игр,
Познакомить с классификацией народных игр,
Дать рекомендации по использованию народных игр в детском саду.
Публикация «Конспект мастер-класса „Народные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Ход :
Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня мастер – класс будет посвящен русским народным играм и их значению в приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа.
Когда-то мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять их и сохранить уникальность. И договорились, что никогда не будут говорить о них вслух, а будут передавать их своим детям, чтобы те смогли передать своим. Так и случилось!»
И до сих пор все тайны, силу и мудрость своего народа дети узнают через специальные обряды, – мы их называем «ИГРЫ»!
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни.
Народные игры интересны и в наше время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век, они являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.
В старину у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались игры, передавая весь народный колорит. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Игры передавались из поколения в поколение.
Частью игры были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.
Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую он познает окружающий мир, человеческие отношения, собственные возможности. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.
Играя с детьми в русские народные игры я добилась следующих результатов: у детей начал появляться интерес к русскому народному творчеству; адаптация - привыкание к детскому саду прошло гораздо легче. Полученные некоторые знания дети начали отражать в различных видах своей творческой деятельности. У детей начали просматриваться задатки самостоятельных игр.
Но для себя, и вообще существует правило: прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры. По необходимости, в игре использую различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские костюмы, маски.
НАРОДНАЯ ИГРА,
1. Укрепляет здоровье, развивает сообразительность, ловкость, творчество.
2. Знакомит с окружающей жизнью, развивает любознательность и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов
3. Формирует нравственные качества, закрепляет полезные навыки к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу.
4. Развивает эмоциональную сферу, так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами.
5. Развивает эмпатичные способности.
6. Формирует чувства принадлежности к своему народу.
При огромном разнообразии видов игр и их классифицировать.
Классификация народных игр.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ.
Движения пальцев ребенка соединяются с короткими ритмическими стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми.
ИГРЫ-ЗАБАВЫ.
В этих играх необходимо проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.
ИГРЫ-ЛОВИШКИ.
Игры в которых воспитываются такие психофизические качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ.
Это целый ряд детских игр, который основан на соединение песни с движениями. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребёнок драматизирует что, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой.
ИГРЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ.
Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
БЫТОВЫЕ.
Игры, отражающие повседневные занятия наших предков. «Быт русского народа»
СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ.
Игры, отражающие стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Состязание может быть простым, например, в беге, в прыжках, в ловкости, и усложненным, то есть с применением какого-либо инвентаря: веревок, мячей, шаров, палок, камешек.
СЕЗОННО-ОБРЯДОВЫЕ.
Игры проводятся в определенное время года. Соответствуют русским народным праздникам. Работая над данной темой, были созданы картотеки игр по разным темам.
При выборе игр необходимо учитывать следующие факторы:
-возраст
-место проведения игр
-количество участников игры
-инвентарь для игр, знание правил игры
-выбор водящего
Как мы используем народные игры в своей группе. Существует картотека с названием, описанием, правилами игр, для того, чтобы любой мог просто поиграть с детьми. И еще один момент: почему детям стали интересны народные игры – Их приносит Домовой. У нас в группе живет семья домовых, и в начале каждой недели (они тематические) ребят ждет корзинка, с названиями и описанием игр, таким образом, настраивая детей. У домовых есть помощник: «Человечек из колечек», который может в любой момент появиться в группе, на участке, или даже на родительском собрании с игрой.
А сейчас я вам предлагаю немножко поиграть
Игра «Это понарошку»
Матрешка:
Грелась кошка у ворот,
Умывала лапкой рот,
Парикмахер петушок
Подарил ей гребешок,
Причесал он кошку
Гости:
Нет, такого не бывает, - это понарошку.
Матрешка:
В облаках медведь парил,
Чай с воронами он пил.
Вдруг, навстречу крокодил,
Раз – и мишку проглотил,
Проглотил, как мошку…
Гости:
Нет, такого не бывает, - это понарошку.
Матрешка:
Утром бабушка Варвара,
Комара несла с базара,
Видит: около плетня
С поросятами свинья,
Пляшет под гармошку…
Гости:
Нет, такого не бывает, - это понарошку
Русская народная игра «Капуста»
Круг – это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин» садится рядом с «капустой» и говорит:
Я на камешке сижу
Мелки колышки тешу
Мелки колышки тешу
Огород свой горожу
Чтоб капусту не украли
В огород не прибегали
Волки и синицы
Бобры и куницы
Заяц усатый медведь косолапый.
Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает – из игры выбывает. Участник, который больше всего унес «капусты», – победитель.
Русская народная игра «Пчелы»
Две равные команды: «пчёлы» и «цветы». «Пчелы» собираются в тесный кружок, «цветы» ходят вокруг них.
Поют: Пчёлки, пчёлки, жальца-иголки, Серые, малые, крылышки алые. По ветру летают, к цветам припадают, Медок собирают, в колоду таскают.
Затем «цветы» разбегаются, а «пчелы» их ловят. Поймавший говорит: «Замри». Когда все пойманы, меняются ролями.
Русская народная игра «Цапки»
Ведущий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый из играющих под ладонь ставит свой указательный палец.
Ведущий припевает:
Собирайтесь, колдуны, Под горячие блины,
Котик, жаба, цапа.
При слове «цапа» все быстро убирают свои пальцы; кто не успевает, выбывает из игры.
Или с малышами, как вариант, можно не выводить из игры, а просто задать вопрос по теме …. например: назови любое насекомое.
Свой мастер – класс я завершаю и предлагаю вам добавить нужное слово.
«Доскажи словечко».
Мы сегодня не устали,
Потому что …. (поиграли).
Много нас собралось вместе,
Было очень … (интересно).
Игр нам разных показали.
Новых много мы…. (узнали).
Русские народные
Игры хороводные
Не пристало забывать,
Будем чаще в них….(играть).
На такой оптимистической ноте мне бы хотелось пригласить всех
На чай с сушками,
Да на кисель с ватрушками (шутка)
Спасибо за внимание!