Татьяна Онтужева
Мастер-класс «Народное искусство в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Народное искусство в детском саду
В детском саду ребенок знакомится с разнообразными видами народного изобразительного искусства. Картинами, написанными красками, эстампами и другими произведениями графики украшаются стены зала и групповых комнат.
Народное изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах.
Публикация «Мастер-класс „Народное искусство в детском саду“» размещена в разделах
Есть много предметов русского народного творчества, которые могут украсить наш быт. Но детский сад не выставка, не музей. Народное искусство, так же как и словесное, музыкальное, вводится в детский сад в связи с потребностями детской жизни, в данном случае с целью украсить быт.
Важен выбор подлинных произведений народного искусства, а не подделок под него. Вместе с тем в жизни часто встречается как раз обратное: подлинные произведения народного искусства, как например вышивки, набойки, забраковываются как устарелые, а их заменяет какая-нибудь грубая аппликация.
В детском саду все приспособлено для жизни, игр и занятий детей дошкольного возраста. Удобство и целесообразность вещей связаны с их эстетическими свойствами, чистота и порядок диктуются не только требованиями гигиены, но и эстетическими. Мебель, посуда, игрушки, растения, произведения искусства – все это создает атмосферу, в которой дети живут. Обстановка в целом и каждая вещь в отдельности привлекает внимание, интересует, воспитывает вкус.
Оформление детского сада должно быть выдержано в современном стиле. Гармонические соотношения отдельных элементов, соподчинение их целому характеризуют художественную сторону оформления помещений детского сада. Выбирая ту или иную вещь, следует подумать о том, какое место займет она среди уже имеющихся вещей, подойдет ли по цвету, по размеру, не станут ли рядом с ней другие вещи незаметными.
В интерьере должна быть учтена масштабность, т. е. соотношение размеров жилища, мебели и мелких предметов с размерами человека, а в данном случае ребенка – дошкольника. При расстановке мебели и распределении деталей оформления (ковры, вазы, растения и т. д.) важно найти правильные соотношения предметов и свободного пространства.
В обстановке детского сада нет-нет да и встретится чудесная бытовая деталь – шкатулка вологодской резьбы и т. д. приятны в своем красочном оформлении подносы жостовской росписи. Они могут служить для размещения пособий и материалов для лепки и т. д. Это русское народное искусство родилось в деревне Жостово и радует нас до сих пор. Такая роспись применяется на детских игрушечных ведерках и других вещах.
В украшении детских садов может быть использовано народное искусство в виде декоративных панно, скульптуры. Значительно усилена может быть декоративность в оформлении летних веранд, участков, в праздничном убранстве комнат. В детских садах России для украшения используют декоративные аппликации из бумаги по мотивам русского орнамента; встречаются панно-аппликации, сделанные по мотивам дымковской игрушки и т. д.
Русская вышивка, строчка, кружево служат прекрасным украшением вещей домашнего быта: занавесей, скатертей, салфеток, детских платьев, фартучков. Природный вкус к этим вещам, таким привычным в нашем быту, подскажет, как это может быть сделано. Способов очень много, но важно руководствоваться чувством меры. Кукольная мебель, игрушечная посуда представляют большие возможности для введения мотивов народного творчества в быт детей. каждой такой вещи нужно найти место среди других, не подчеркивая и вместе с тем не умаляя ее художественной ценности. Ведь только не заслоненная множеством других предметов. Взрослые должны обращать внимание детей на художественные достоинства вещи.
Мотивы русского народного искусства – дымковской, Городецкой, богородской игрушки могут быть положены в основу декоративной детской мозаики, назначение которой заключается в том, чтобы дать ребенку почувствовать цвет, форму, линию орнамента.
Таким образом, в детских садах, где педагоги систематически ведут работу по воспитанию художественного вкуса и прививают любовь к красоте, к искусству, можно наблюдать, как дети, приходя утром, останавливаются у картины или любуются цветами, растениями. Каждый распустившийся цветок, развернувшийся лист отмечается детьми и вызывает у них радость.