Коротова
Мастер-класс «Сказкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс
Тема: Сказкотерапия
Добрый день Уважаемые коллеги! Мы сегодня проведем мастер-класс на тему сказкотерапия.
Теоретическая часть:
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Цель: освоение и последующее применение методики в практической деятельности воспитателя.
Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей.
Публикация «Мастер-класс „Сказкотерапия“» размещена в разделах
По своей природе сказка родственна игре : она погружает в атмосферу вымысла. Через сказки мы овладеваем родным языком, познаем его красоту, знакомимся с культурой и историческим опытом своего народа. Ребенок находясь в сказке взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу сказочных героев, фантазируют, живо и образно высказывают свои мысли, формируют нравственные формы поведения. Сказкотерапия — это психологическое воздействие на человека через сказки. Способствует развитию положительной и многогранной личности, помогает скорректировать некоторые проблемы, устранить страхи и внутренние комплексы.
В психологии это прежде всего один из многочисленных инструментов, позволяющих личности разобраться в клубке собственных проблем и найти правильные решения в сложной ситуации. Именно здесь сказкотерапия — это метод, который часто используют для работы со взрослыми людьми.
В педагогике это метод, позволяющий скорректировать развитие личности ребёнка, направить его в нужное русло. Считается, что без этого жанра у детей формируются неправильные жизненные ценности и приоритеты. Для совершенствования внутреннего «я» обязательно нужно проводить грань между добром и злом. И проще всего это сделать с помощью сказкотерапии.
Особое значение она приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда все эти образы ложатся на подкорку сознания ребёнка. Если они будут тщательно подобраны специалистами, в дальнейшем такие дети имеют гораздо меньше проблем с социализацией и определением своего места в жизни.
Цели
В зависимости от того, в какой именно науке применяется сказкотерапия и для человека какого возраста, она может преследовать разные цели.
В психологии:
• искоренение страхов;
• воздействие на личность посредством неосознанных ассоциаций;
• активация защитных механизмов психики;
• помощь в выборе правильного решения;
• программирование жизненного плана человека на будущее;
• борьба с комплексами и расстройствами личности, причём даже такими серьёзными, как анорексия, булимия и склонность к суициду.
В педагогике:
• как метод психологической коррекции девиантного поведения у подростков для формирования правильных ценностей;
• устранение таких детских проблем, как фобии и неуверенность в себе;
• коррекция характера;
• улучшение внутреннего состояния;
• внушение правильных общественных стереотипов на примере положительных сказочных героев;
• выстраивание «морально правильного» поведения;
• развитие творческих способностей;
• повышение заниженной самооценки;
• формирование веры в позитивное разрешение проблем.
Кроме того, сказкотерапия используется даже в логопедии (на занятиях по развитию речи). Считается, что она помогает развивать и совершенствовать у дошкольников:
• звуковую и смысловую речь;
• фонематическое восприятие;
• артикуляцию;
• дифференциацию звуков, введение их в речь;
• слоговую структуру слов;
• структуру предложений;
• умение формулировать связные высказывания (распространённые предложения, диалогическую речь, пересказ).
При использовании её как средства формирования развития речи, детям даются примерно такие задания:
• досочинять предложенную сказку;
• придумать и рассказать свою от начала до конца;
• повторять за сказочными героями какие-то звуки, слова или целые предложения;
• изображать звуки природы.
В любом из вышеописанных случаев цель сказкотерапии — формирование правильного образа (морального, речевого, поведенческого) в соответствии с сюжетом и персонажами выбранной истории.
Практическая часть:
Давайте вернемся на некоторое время в детство и вспомним наши любимые сказки. Делимся на 2 группы. Выбираем своим группам имена.
Тренинг игры:
1. «Угадай сказки»
1. Бежала, хвостиком махнула - упало и разбилось (Курочка ряба)
2. Тянут потянут вытянуть не могут… (Репка)
3. Еле успели звери из него выскочить… (Теремок)
4. И покатился дальше (Колобок)
5. И выпустили они из лука по стреле. Где стрела упадет там и сватайтесь (Царевна лягушка)
6. Девочка захотела сесть, и видит у стола три стула: Большой, поменьше, и маленький с синенькой подушкой (Три медведя)
7. Сьешь моего ржаного пирожочка - скажу…Печка ей сказала (Гуси лебеди)
8. Стань передо мной, как лист перед травой (Сивка бурка)
9. Не пей, братец, козленочком станешь. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
10. Идут ведра по деревне, народ дивится, а он идет сзади посмеивается (По щучьему велению)
11. Ехал он с наловленной рыбой. Видит - на дороге лежит лиса мертвая (Лисичка сестричка и серый волк)
2. «Соедини попарно персонаж и название сказки»
3. «Ответь на вопрос»
1. Из чего сварил кашу солдат? (топора)
2. В какой сказке животное не любило ходить босиком? (Кот в сапогах)
3. В какой сказке девочка зимой пошла в лес за цветами? (Двенадцать месяцем)
4. Как фамилия почтальона в Простоквашино? (Печкин)
5. В какой сказке три брата построили три разных домика, но только один оказался крепким? (Три поросенка)
6. Сказка про ненасытную старуху которая отправляла старика обратно к морю… (Золотая рыбка)
7. В какой сказке у матери семеро детей? (Волк и семеро козлят)
8. В какой сказке самый сладкий голосок у кошки? (Глупый мышонок)
9. Девочка с пирожками идет к бабушке (Красная шапочка)
Уважаемые коллеги Благодарю за внимание и сотрудничество!