Татьяна Попова
Мастер-класс на тему «Сказкотерапия как терапевтический метод работы с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые педагоги! Дошкольный возраст – период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства.
2слайд
Публикация «Мастер-класс на тему „Сказкотерапия как терапевтический метод работы с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте дети испытывают различные трудности, такие, как страх, низкая самооценка, барьеры в общении со сверстниками. В результате чего появляется неуправляемость, агрессия, тревога, не умение сосредоточиться и т. д.
Существует множество методик, которые позволяют педагогу сохранять психологическое здоровье ребенка, одна из них – сказкотерапия. И я Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему : «Сказкотерапия, как терапевтический метод в работе с детьми дошкольного возраста»
3слайд
В чём же достоинство сказок?
• В сказках отсутствуют нравоучения, назидания.
• Через образы сказки ребенок знакомится с жизненным опытом многих поколений.
• Победа добра в сказках - это психологическая защищенность: какие бы события ни происходили в сказке – все заканчивается хорошо.
• Главный герой – это собирательный образ, и ребенку легче соотносить себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.
III. Практическая часть
Уважаемые коллеги! Сейчас мы с Вами на практике апробируем сказкотерапию через одну из форм работы со сказкой – это постановка (разыгрывание) придуманной сказки.
Для того чтобы начать работу нам необходимо вернуться к основным этапам работы со сказкой, это: Мне необходимо 6 помощников
1. «Эмоциональный настрой».
Приготовьте пожалуйста ваши ладони, попробуйте похлопать только указательными пальцами друг об друга, мы слышим звук, но он слаб, попробуем постучать двумя пальцами, уже лучше, но все же не тот эффект который нам нужен, похлопайте теперь полной ладонью, и это то что нам нужно, мы с Вами вместе, мы команда и у Нас все получиться!
Сегодня, мы с Вами разыграем готовую придуманную сказку. Придумала я её не сама, взяла из книги по сказкотерапии. Но я надеюсь, что сказка Вам понравится и Вы получите положительные эмоции. Для этого нам нужно раскрепоститься, проявить творчество, артистизм, активность. А для распределения ролей предлагаю Вам из мешочка достать фишку, на обороте которой нарисован герой, которого Вам предстоит сыграть в будущей постановке. Прежде чем мы преступим к обыгрыванию сказки, мы с вами должны ознакомиться с сюжетом, познакомиться с героями сказки.
Вашему вниманию предлагаю прослушать главные характеристики наших героев:
1. Цветочек Вася-василек – тихий, спокойный, медлительный, боязливый,
нерешительный, но очень красивый;
2. Бабочка – красивая, с большими крыльями, легкая, позитивная, улыбчивая;
3. Заяц – маленький, трусливый, хромает на одну лапку;
4. Волк – огорчён тем, что у него нет друзей, всегда в плохом настроении;
5. Красная Шапочка – веселая, уверенная в себе, любит природу.
Затем сталкиваем героев с проблемой, трудностью, конфликтом (Друзья встречают Волка, который всех обижает).
Описываем реакцию героев на случившееся:
(Цветочек – обмяк, поник от страха; Заяц – стал прятаться за крылья бабочки, дрожит; Бабочка – затрепетала, не знает куда деться; Красная Шапочка – уверенный шаг, хорошее настроение, Волк – смотрит пристальным и злым взглядом, руки сжаты в кулаки).
6. Далее наши герои должны справиться с ситуацией, найти верное решение. (Красная Шапочка – объясняет Волку, что нельзя обижать слабых, нужно учиться дружить.)
7. Завершающий шаг - сказочная развязка : (Волк – мириться со всеми героями; Красная Шапочка, Цветочек, Бабочка и Заяц – принимают Волка в свою компанию и продолжают вместе играть на полянке).
Итак, Мы познакомились с сюжетом сказки, этапами метода «сказкотерапии», познакомились со схемой составления сказки, теперь можно перейти и к практической части нашего мастер-класса, показу сказки.
Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас перевоплотиться в роли ваших героев.
2. «Ритуал вхождения в сказку».
Сейчас мы закроем глаза и представим, что мы летим на ковре-самолёте, поднимаемся высоко над облаками. Под нами простилаются поля и леса, села и города. Вокруг нас белоснежные облака и не смотря на то, что сейчас зима нам совсем не холодно. И вот на одном из причудливых облаков мы видим сказочный лес, а в лесу большая красивая полянка. Мы попали в сказку. Уважаемые педагоги, вы можете открыть глаза. (Музыка)
3. «Постановка (разыгрывание) сказки»
В лесу на зеленой красивой полянке рос очаровательный ароматный цветочек Вася-Василек. Он был очень дружелюбный, посылал всем воздушные поцелуи, любил весело проводить время и пританцовывать на ветру. Пока цветочек танцевал, на полянку прилетела очень красивая Бабочка. Она села на травинку около цветочка. Цветочек был рад ее видеть, Он улыбнулся бабочке, и она ответила ему улыбкой. И вдруг их увидел
пробегающий мимо пушистый Зайчик. Заяц был немного расстроен, потому что у него болела лапка и он немного прихрамывал. Цветочек, увидев это, огорчился, но был очень рад видеть Зайчика. А Бабочка подлетела к Зайчику и стала дуть на его больную лапку. Лапка у Зайчика быстро зажила. Цветочек, бабочка и зайчик были очень этому рады и вместе решили стать в хоровод. В это время на полянке появился жутко злой Волк. Его руки были сжаты в кулаки. Он увидел друзей на поляне и стал медленно к ним приближаться. Заяц от испуга стал прятаться за крылышки Бабочки, Бабочка тоже была очень испуганна и от страха зажмурила глаза, а цветочек Вася-Василек совсем обмяк и поник от страха. В это время на их счастье вдруг на поляне появилась Красная Шапочка, которая несла пирожки для своей бабушки. Она шла веселым бодрым шагом и напевала веселую песенку. Волк, увидев Красную Шапочку затаился в ожидании. Красная Шапочка увидела Васю-Василечка, наклонилась к нему, понюхала и погладила его лепестки. Затем она поправила крылышки Бабочки, погладила Зайчика, и только потом увидела Волка. Он стал медленно и уверенно приближался к друзьям, и злобно потирал руки. Но Красная Шапочка была не из робкого десятка, она стала на защиту друзей и предупредила Волка, что так поступать не стоит, нельзя обижать слабых. Затем Красная Шапочка подошла к Волку и протянула ему свою руку. Немного подумав, волк ее пожал и мило улыбнулся.
Все были счастливы, стали играть вместе и больше никогда не обижали друг друга. На полянке вновь наступил мир, покой и счастье! Вот и сказки конец, а кто слушал –молодец!
4. «Ритуал выхода из сказки»
Ну как, вам понравилась сказка? Мне очень уж понравились. А нам пора покидать волшебную страну. Мы закрываем глаза, садимся на наш волшебный ковёр -самолёт, и он плавно уносит нас на землю, мы вернулись в детский сад. Но сказка остаётся с нами. (музыка)
- Скажите, как Вы почувствовали себя в роли тех героев, которыми Вы были в этой сказке?
- Легко ли Вам было играть эти роли?
- Они близки Вашему характеру?
- Как Вы думаете какая проблема была поднята в этой сказке?
- В каких ситуациях можно использовать данную методику?
III. Заключительная часть – «Рефлексия»
В заключении хотелось бы отметить, что метод сказкотерапии позволяет сохранять психическое здоровье детей дошкольного возраста, помогает установлению психологического комфорта в коллективе.
Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии, нужно помнить -результатов от лечения сказкой не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке, обязательно будут вознаграждены. Попробуйте! Уверена, что этот прием понравится вашим воспитанникам и поможет Вам в работе!
(стих
Весь мир пройди, исплавай сто морей,
Но в сказках будет всё, как раньше, просто:
Царевны ждут своих богатырей,
А Золушки - визита феи-крёстной.
Нас жажда странствий будет звать вперёд,
Манить сраженья и принцессы в башнях.
И непременно злой колдун умрёт,
Чтоб свадьбой всё закончилось однажды.
Мы размышляем о добре и зле,
О рыцарях, ушедших без возврата.
Пока есть место сказке на Земле,
Добро в ней точно победит когда-то.