Кюкеева Ирина
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня я хочу поговорить с вами о ТРИЗ технологии. Эта технология зародилась в 1946 году, ее основателем является великий немецкий философ, писатель и изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер. Данная технология дает возможность не просто развивать фантазию детей, а учит их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дети начинают самостоятельно находить ответы на вопросы, анализируют проблемные ситуации и находят способы их разрешения.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Ум детей неограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимания. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».
ТРИЗ очень многогранен и уникален, о нем можно говорить бесконечно, но сегодня мы рассмотрим применение данной технологии непосредственно в развитие речи у дошкольников.
Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. И чем будет внятней, богаче и выразительнее его речь, тем легче ему будет высказывать свои мысли. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми. То есть, его поведение, а следовательно и его личность в целом.
В своем выступлении я хочу представить вам несколько вариантов методик, которые, на мой взгляд, наиболее эффективны в работе по развитию речи у дошкольников.
Методика «Синектика» :
«Синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор данной медики предложил использовать для развития творческих способностей у дошкольников аналогии.
1. Личная аналогия - способность поставить себя на место образа или предмета и понять его трудности как свои собственные.
2. Прямая аналогия - объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств и отношений.
3. Символическая аналогия - неожиданное, яркое определение, показывающее предмет с необычной стороны.
4. Фантастическая аналогия - способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать волшебство.
Вот примеры игры, в которые можно поиграть с малышом 3-4 лет:
«На что похоже?» (прямая аналогия по цвету, вкусу, форме, размеру). Яблоко такое же круглое, как (как мячик, как апельсин). Лук такой же горький, как (лекарство, как горчица, как перец). Морковь такая же оранжевая, как (апельсин, рыжие волосы, шуба у лисы).
Метод «Противоречий»
Суть метода заключается в восприятии одного и того же предмета (действия, явления) в качестве противоположных оценок (плохо – хорошо, опасно – неопасно и т. д.). этот метод учит дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете либо действии плохие и хорошие стороны.
Интересно на занятиях проходит игра «Хорошо – плохо». Мы рассуждаем с детьми, о противоречиях в природе. Давайте вместе немного поиграем в эту игру.
- Вы рады, что зима наступила? А что хорошего в зиме? Что плохого зиме?
Методика «Использования загадок»
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ. Для примера, предлагаю проявить смекалку и вам отгадать несколько загадок.
1. Загадка
В этом доме все для нас –
Сказки, песня и рассказ,
Шумный пляс, тихий час,
В этом доме все для нас!
Вот какой хороший дом!
В нем растем мы с каждым днем,
А когда подрастем,
Вместе в школу пойдем. (Детский сад).
2. Загадка
Кто научит рисовать,
Лепить, строить и играть,
Усадив ребят в кружок,
Прочитает им стишок?
Кто сейчас же разберется
Почему Антон дерется?
Очень любит всех ребят,
Кто же это…» (Воспитатели).
3. Загадка
Кто же нам на стол накроет,
Подметет, пропылесосит?
Вымоет окна, стены, пол?
Протрёт от пыли стол?
Проследит, чтоб тут и там
Всё стояло по местам…» (Няня).
4. Загадка
Ветер тучу позовет
Туча по небу плывет
И поверх садов и рощ
Моросит холодный… (Дождь)
5. Загадка
В сером небе низко
Тучи ходят близко
Закрывают горизонт
Будет дождь, мы взяли (Зонт)
6. Загадка
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает:
Одним проходу не дает,
других он подгоняет. (Ветер)
Систематическое использование этих методов позволяет не только количественно, но и качественно расширить словарный запас детей, способствует установлению разнообразных смысловых связей между словами. А также, они мотивируют ребенка к активному творческому поиску, учат вести диалог, высказывать свою точку зрения, помогают преодолеть страх ошибки, что очень важно для детей с нарушениями речи.
Спасибо вам за внимание.