Ирина Журавлёва
Мастер-класс на тему «Использование счетного материала из соединяющихся между собой кубиков в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Ягодка» Тутаевского муниципального района
Подготовила: Журавлёва И. В.
Ярославская область, г. Тутаев, 2016 г.
Цель: «Повысить уровень знаний воспитателей в вопросах использования современного образовательного оборудования в работе с дошкольниками».
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с новым образовательным оборудованием, как универсальным средством для решения многих учебных задач.
Публикация «Мастер-класс на тему „Использование счетного материала из соединяющихся между собой кубиков в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Кубики. Игры с кубиками
- Счёт, количество. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
2. Поделиться методами и приемами работы с мелкими кубиками на занятиях по конструированию, математике и обучению грамоте.
3. Провести мастер класс для воспитателей по конструированию, решению математических задач и составлению схем слов с использованием мелких цветных кубиков.
Ход мастер класса:
Я работаю с детьми 5 – 6 лет. В этом возрасте ребенок уже психологически готов если не к школе, то во всяком случае к деятельности учения. Овладение детьми началами чтения и математике необходимо проводить в рамках игровой и других видов дошкольной деятельности, направленной на развитие творческих возможностей детей. Поэтому мы, воспитатели должны не только втягивать детей в различные виды развивающей их совместной и индивидуальной деятельности, но и ненавязчиво прививать им новые ее формы.
Как помочь дошкольникам овладеть навыками количественного и порядкового счета, научить сравнивать различные предметы, решать математические задачи? На начальном этапе овладения всеми этими навыками дошкольникам необходима опора на наглядность. Таким наглядным пособием может служить набор счетного материала из соединяющихся между собой кубиков.
Этот набор определяется перечнем учебного оборудования, как оборудования для познавательно – исследовательской деятельности.
В своей работе по обучению детей я использую это новое дидактическое пособие. Оно представляет собой набор мелких кубиков 10 различных цветов. Все кубики одинакового размера, длина ребра кубика всего 1 см, поэтому игры с пособием способствуют еще и развитию мелкой моторики. На одной из граней кубика имеется выступ, а на трех других – выемки, хорошо соединяющиеся между собой.
Яркое, красочное пособие дает возможность решать целый ряд задач. Это и развитие мелкой моторики рук. Закрепление и знание цветов, а также соотнесение по цвету и форме. Развитие умения ориентироваться в пространстве.
На занятиях математикой с помощью этого набора дети учатся составлять последовательность цепочек. Закрепляют навыки порядкового и количественного счета. Кубики помогают детям решать элементарные задачи, закреплять навыки сравнения.
Удачная цветовая гамма кубиков набора позволяет выполнять задания по звуковому и звукобуквенному анализу при подготовке к обучению грамоте, развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, лежащие в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове «кот»? Сколько в нем звуков? Какой согласный в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Только что дети играли, конструировали различные постройки, животных, роботов из кубиков. И вот, эти кубики обозначают звуки. Красные – гласные, синие и зеленые – согласные. Синие – согласные твердые, зеленые – согласные мягкие. Соединили несколько кубиков – получился слог, еще добавили – слово. Посчитали количество звуков, разделили слово на части – слоги, поняли, сколько в слове слогов. Ребенок продолжает играть, и сложные понятия становятся для него более доступными.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте мы используем кубики для определения характеристики звуков, для составления схем слогов и слов разного типа и при делении слова на слоги.
Игры с цветными кубиками вызывают у ребят большой интерес. Дети могут подолгу, не отвлекаясь, упражняться в преобразовании фигур, составлении объектов по образцу, а также по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Это дидактическое пособие можно считать универсальным средством для решения многих учебных задач. Среди которых можно выделить следующие:
-развитие фонематического восприятия (способность различать фонемы и определять звуковой состав слова;
-развитие элементарных математических представлений;
-развитие творческого мышления;
-совершенствование мелкой моторики рук.
Свою работу с использованием этого набора я веду по трем направлениям:
-конструирование,
-подготовка детей к обучению грамоте,
-формирование элементарных математических представлений.
Презентация.
Конструирование. Слайды 4 – 9.
Математика. Слайды
Подготовка к обучению грамоте. Слайды
Задания для воспитателей:
Задание 1: Предлагаю сконструировать на выбор модель по образцу и схеме.
Задание 2: Задания на развитие математических представлений.
Варианты заданий:
1. Составление цепочки из разноцветных кубиков.
-продолжи начатую цепочку (повторить уже имеющуюся последовательность чередования цветных кубиков);
- составь свою цепочку из определенного количества кубиков.
2. Математическая игра «Назови какой по счету».
3. Сравнение двух цепочек по длине и высоте.
4. Составление геометрических фигур и их трансформация.
-Составьте из кубиков зеленого цвета квадрат. Длина стороны квадрата составляет 3 кубика.
-Составьте фигуру той же формы, но другого размера и цвета.
-Составьте фигуру другой формы, но того же цвета.
5. Измерение длины с помощью цепочки из кубиков (полоски, квадрат, прямоугольник). Единица измерения длины – 1см.
6. Решение математических задач с опорой на наглядность.
Задача 1
В коробке было 6 желтых карандашей и столько же оранжевых. Сколько всего карандашей в коробке?
Задача 2
У Пети было 9 конфет. 3 конфеты он отдал Мише и 3конфеты Ване. Сколько конфет у каждого из мальчиков? Как Петя поделил конфеты?
Задание 3: Задания для звукобуквенного анализа слогов, слов.
1. Упражнение «Мягкий или твердый».
Сейчас я буду называть слова. Если в слове слышится твердый звук (х, поднимите синий кубик, а если мягкий – зеленый: запах, запахи, мухомор, рубахи, рубаха, охотник, хлопушка, парикмахер, смех, халва, вдох, вдохи, хищник, арахис, Захар, Архип.
2. Составление схем слогов:
-Открытые слоги (ко, ту, ты, ма, но, ми, пе, ся, лю и т. д.)
-Закрытые слоги (уп, ир, ас, он, эх,ым,ач,ой и т. д.)
3. Звуковой анализ односложных слов:
-Составьте схему слова кот. Подберите слова, которые подходят к этой схеме.
-кот (мак, дым, жук, лак, и т. д.);
-Собери схему слова кит. Подбери слова к этой схеме.
-(лед, час, низ, ряд, люк, век и т. д.)
4. Примеры двусложных слов с открытыми и закрытыми слогами:
Мама (рука, дома, шина, цена и т. д.);
Кино (лето, пена, и т. д.);
Тени (реки, люки и т. д.);
Утка (окна, орда, утро, и т. д.);
Поэт (паук, дуэт и т. д.);
Банка (кошка, рамка, мышка, шубка, и т. д.); Банан (кабан, топор, рукав, и т. д.);