Жанара Кабдулина
Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в интеллектуальном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное учреждение призвано создавать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребёнка и осуществлять его подготовку к школе.
Для реализации этих целей я работаю по теме:
«Создание условий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Публикация «Использование развивающих игр В, В, Воскобовича в интеллектуальном развитии детей» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и сознавать своё место в нем.
Основными задачами моей работы являются:
. Формирование приёмов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умения обдумывать и планировать свои действия;
. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения
. Выработка умений детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильное отношение со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих
В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Учитывая возрастные особенности детей, я понимаю и помню, что главная форма организации детской деятельности – игра.
И вот, как говорил об игре В. А. Сухомлинский:
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости, любознательности».
Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Именно в играх лучше всего развивается восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности.
В интеллектуальном развитии детей – математике я отвела особое место, уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.
Именно поэтому в своей работе я применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:
В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»;
З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7»;
Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия» (по возрастным группам).
С целью стимулирования интеллектуального развития детей в группе оборудован математический уголок развивающих и занимательных игр.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов (животных, птиц, домов, кораблей) из специальных наборов геометрических фигур.
«Танграм» - одна из несложных игр головоломок; игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов : «Колумбово яйцо», «Монгольская игра».
Собирая головоломку, ребёнок развивает наглядно-образное мышление, комбинаторные способности, целостное восприятие, воображение.
Применение наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, таких как логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера способствуют проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов, развитию мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, а так же развитию детского творчества, фантазии и воображения.
И сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на игровой технологии В. В. Воскобовича.
И показать как я использую данную технологию в воспитательно-образовательном процессе.
Вячеслав Вадимович Воскобович – изобретатель, который придумал более 50-ти пособий для развития умственных и творческих
способностей ребёнка.
Свою технологию Воскобович назвал
«Сказочные лабиринты игры».
Актуальность состоит в том, что эти игры
учат детей действовать «в уме» и
«мыслить», а это в свою очередь
раскрепощает воображение, развивает
творческие возможности и способности.
Игры Воскобовича не зря называются
Лабиринтами. Все они постепенно
усложняются, поддерживая детскую
деятельность в зоне оптимальной трудности.
Каждая игра направлена на получение
конкретного результата, который малыш
имеет возможность наблюдать и гордиться им в конце игры.
Я разработала тематический план, где игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала как на занятиях, так и в свободное от занятий время.
Главной особенностью его технологии является то, что эти методы работы очень легко внедрить в привычный учебно-игровой процесс. Его технология гармонично вплетается в существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения.
Отличительные особенности игр Воскобовича :
Возрастной диапазон.
Одна и также игра привлекает детей и трёх, и семи лет, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.
Многофункциональность.
С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребёнок осваивает цифры и буквы, узнаёт и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Творческий потенциал.
Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы, взрослые, простое не способны
Сказочная «огранка».
В данной технологии автор скомбинировал игру и сказку. Образовательные задачи включены в ход игры. Сказки же – это мотивация, способ заинтересовать ребёнка. Технология действует практически безотказно – взрослый читает ребёнку сказку и задаёт ему по ходу чтения вопросы, малыш отвечает на эти вопросы, а также выполняет некоторые задания и решает задачи.
Предлагаю вашему вниманию некоторые игры Воскобовича, которые я использую в своей работе :
«Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Игровой квадрат Воскобовича» или «Вечное оригами»
Данные игры развивают :
Различение цветов;
Освоение названий и структуры геометрических фигур, их размеры, составление фигур из частей, понимание соотношения целого и часть;
Умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры, ориентироваться в пространстве;
Умение конструировать плоскостные и объёмные фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу;
Внимание, память, речь, элементы логического мышления, умение анализировать, сравнивать;
Воображение, творческие способности;
Пальцевую и кистевую моторику рук.
Дидактическое пособие «Счётовозик»
Развивает :
Освоение порядкового и количественного счёта;
Соотнесение цифры и количества;
Сравнение чисел первого и второго десятка, состав чисел второго десятка;
Сложение чисел, решение простейших задач;
Внимание, память, элементы логического мышления.
Дидактическое пособие «Лабиринты букв»
кроме мыслительных процессов, пособие способствует развитию :
Языкового анализа и синтеза;
Фонематического распознавания;
Обучению грамоте;
Развитию мелкой мускулатуры рук.
Дети независимо от возраста включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, сгруппировать.
Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное освоению способов познания.
Организовываю и провожу обучающие занятия следующим образом:
Формы организации детской деятельности:
Занятия- сказки;
Комбинированные занятия;
Занятия-досуги;
Комплексные занятия.
Методы организации детской деятельности:
Словесный;
Наглядный;
Практический.
Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.
Для этого я провожу родительские собрания, где знакомлю родителей с некоторыми играми, заинтересовываю их значимостью развивающих игр. Составляю для родителей «Памятки» по использованию игровых технологий.
Качественная реализация развивающих игр невозможна без определения уровня развития детей.
Я провела первичную диагностику в начале года, которая показала, что умственная активность составляет – 25%, уровень логического мышления – 30%, интеллектуальные и познавательные способности – 25%.
На конец года: умственная активность возросла на 35%, уровень логического мышления на 30%, интеллектуальные и познавательные способности на 35%.
Работая по технологии развивающих игр В. Вокобовича, можно утвердительно сказать о положительной динамике роста интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
В результате наши дошкольники демонстрирую высокие умственные способности, участвуя в различных интеллектуальных конкурсах разных уровней.