Жарикова Галина
Мастер-класс «Музыкальные игры в жизни детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс
«Музыкальные игры в жизни детей младшего дошкольного возраста»
Роль музыки и музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей. Наши далекие предки создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов, которые способствовали приливу сил, повышали эмоциональный тонус, побуждали человека к действиям. Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на профилактическое и лечебное воздействие музыки. Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле.
Публикация «Мастер — класс „Музыкальные игры в жизни детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Средняя группа
- Темочки
Установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов. Различные исследования свидетельствуют, что музыка может способствовать более быстрому излечению от многих болезней. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке как важной составляющей здорового образа жизни.
Музыка и красота объединяются еще до рождения ребенка. Сегодня уже доподлинно известно, что от качества музыки, которую слушают дети, зависит состояние их здоровья.
Музыку сейчас достать не проблема – диски продаются на каждом шагу, можно также скачать с интернета любую мелодию. Но следует знать также некоторые подробности при прослушивании музыки с детьми :
• Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники, т. к. это может испортить слух, уши у ребенка воспринимают только рассеянный звук.
• Музыку следует слушать не громко, а примерно как разговариваете, это самое оптимальное прослушивание.
• При прослушивании музыки работа сердца и дыхания подстраивается под ритм музыки, поэтому мы должны понимать, какую музыку и какого ритма стоит включать ребенку, а какую нет.
А вы знаете, что музыка способна улучшать язык и память детей? При серьёзном изучении музыки стимулируется левая височная (слуховая) доля головного мозга, тем самым улучшая устную память.
Если вы своего ребёнка будете обучать игре на каком-либо музыкальном инструменте, то это будет улучшать их лингвистические навыки.
Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую. Способствует эмоциональной «настройке» организма, и поэтому может быть самым первым шагом на пути оздоровления. Она способна объединить действия, придать ритмичность, последовательность, целостность и эстетическую форму. Так же она может быть фоном и при релаксации (расслаблении напряженных мышц). По мнению дошкольного психолога Л. Карманова рекомендуется вводить расслабляющие упражнения в повседневной жизни группы детского сада и применять их неоднократно в течение дня. Было замечено, что люди умеющие расслабляться сохраняют энергию, необходимую для продолжения их деятельности, менее раздражительны и агрессивны. Таким образом, релаксационные упражнения в конце занятия помогают детям восстановить психофизический покой, восстановить физическую силу.
Также воздействие музыки на ребенка стимулирует у него фантазию, помогает творчески использовать пластическую выразительность, раскрепостится, и ощутить возможности своего тела, с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Они развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом. Очень важно чтобы в каждое занятие были включены специальные дыхательные упражнения, которые не только укрепляют мышцы грудной клетки, но вместе с ним производят массаж сердечной мышцы, улучшая кровообращение. Дыхательные упражнения также направлены на профилактику острых респираторных заболеваний. Сочетание активных музыкально- ритмических движений с дыхательными упражнениями поддерживает эластичность легочной ткани, увеличивает подвижность грудной клетки, тем самым значительно повышая ее резервные возможности, также способствует тренировке дыхательных мышц. В результате такой тренировки постепенно происходит уравновешивание между потребностью организма в кислороде и работой его функциональных систем.
Музыкально- подвижные игры, имеют особое значение. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. С помощью музыкально- подвижных игр возможно снятие психо - эмоционального напряжения. Звучание музыки поможет ребенку войти в нужное эмоциональное состояние: лирическая музыка дает общее настроение успокоения, ровное внешнее поведение, а драматическая музыка создает настроение возбуждения, повышенного жизненного тонуса. Также следует отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения у детей. По мнению В. М. Бехтерева организация движений с помощью музыкального ритма устанавливает равновесие в деятельности нервной системы ребенка, помогает умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
В наше время не секрет, что дети любят двигаться под музыку. Воспитать умного ребёнка сложно, но возможно. А вырастить тонко чувствующего человека ещё сложнее. В этом нелегком деле поможет музыка и музыкально-ритмические упражнения. Эмоциональное воздействие мелодии так глубоко осмысливается ребенком, что музыка меняет внутренний мир детей, оказывает положительное воздействие на личностные качества ребенка. А если ребенок не только слышит музыку, но и научится рассказывать о ней при помощи танцевальной пластики-все поменяется вокруг него: внутренний мир станет многогранным. При разучивании музыкально-ритмических упражнений происходит тренировка многих умений ребё нка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е чувство ритма, способность выразиться творчески). Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка, т. е. помогают развивать интеллект. Следовательно, занятия музыкально-ритмическими движениями и грами, связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.
Музыкальные игры для малышей :
Музыкальные ножки
Если у вас есть барабан, отлично, воспользуйтесь им. Если же нет, стучите деревянными ложками по столу. Стучите в медленном, ровном ритме и попросите ребенка танцевать под него. Теперь начните стучать быстрее, пусть ребенок пробует подстроиться под быстрый темп. Не беда, если малыш не может подстроиться. Маленькие дети не всегда умеют это делать. Самое главное, чтобы он научился понимать разницу между «быстро» - «медленно». Пение вносит свою веселую развлекательную нотку.
Игра знакомит с понятиями «быстро» - «медленно».
Слушай голос
Прислушайтесь к звуку своего голоса. А теперь закройте уши руками. Теперь вы воспринимаете его совсем по-другому.
Эта игра — отличный способ развивать навыки аудирования.
Пойте вместе с ребенком любимые песни. Теперь спойте еще раз, зажав ладонями уши.
Игра развивает навыки аудирования.
Потрясем пальчиками
Мотив для этой песенки вы можете подобрать любой, какой вам понравится:
Потряси-ка пальцами, пальцами, пальцами.
Потряси-ка пальцами,
Вот так, вот так, вот так.
Постучи-ка ножками.
Помотай головкою.
Поморгай-ка глазками.
Игра развивает координацию.
По ниточке, по ниточке
Нарисуйте на листе бумаги линию. Возьмите маленькую куклу или игрушку и сделайте, как будто кукла идет по нарисованной линии. Теперь пусть попробует малыш.
При помощи цветного скотча изобразите на полу сплошную линию. Возьмите ребенка за руку и шагайте с ним вдоль нее, распевая при этом вот эту песенку на любой мотив:
Идем с тобой по ниточке, по ниточке, по ниточке.
Идем с гобой по ниточке,
Давай еще разок.
Мы прыгаем по ниточке.
Ползем с тобой по ниточке.
На цыпочках по ниточке.
Игра развивает координацию.