Лучший педагог года

Мастер-класс музыкального руководителя для воспитателей детского сада «Обучение игре на ложках»

Светлана Леонтьева
Мастер-класс музыкального руководителя для воспитателей детского сада «Обучение игре на ложках»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс музыкального руководителя для воспитателей «Обучение игре на деревянных ложках».

Цель: Вызвать интерес к утраченным традициям, содействовать сохранению народной культуры через игру на народных инструментах – ложках.

Задачи:

1. Обучить педагогов простым приемам игры на деревянных ложках индивидуально и в ансамбле.

2. Развивать творческий потенциал педагогов, повысить уровень профессиональной компетентности.

Публикация «Мастер-класс музыкального руководителя для воспитателей детского сада „Обучение игре на ложках“» размещена в разделах

3. Прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.

Подготовка к проведению мастер-класса.

1. Деревянные ложки, по две на каждого участника.

2. Презентация о ложках, видео фрагмент выступления ансамбля ложкарей.

3. Записи русских народных мелодий.

4. Буклеты, сувениры.

План проведения мастер-класса.

1. Сообщение темы и обоснование ее выбора.

2. Обучение приемам игры на музыкальных деревянных ложках.

3. Исполнительское творчество педагогов в ансамбле ложкарей.

4. Итог работы.

Ход мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Проблемы сегодняшнего дня зачастую соприкасаются с проблемами нравственного воспитания детей, поэтому мы – педагоги ищем свои пути решения. Обращения к истокам народной педагогики, на мой взгляд, является очень важным и своевременным воспитательным методом, потому что утраченные традиции мы сегодня пытаемся сохранить, возвращаясь к народной культуре.

Хочу загадать вам загадку:

Деревянная подружка,

Без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг.

Кашу прямо носит в рот,

И обжечься не даёт… (деревянная ложка)

(Щелчок)

Почему именно о деревянной ложке пойдет сегодня речь? Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов.

Игра на ложках вносит разнообразие в музыкальное воспитание дошкольников. Помимо воспитательной роли, она помогает развитию музыкальной памяти, ритмического и тембрового слуха, помогает выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Также игра на ложках развивает координацию движений и быстроту реакции, «лечит» детей от рассеянности, невнимательности, заторможенности или, наоборот, от гиперактивности. Для любого детского праздника ансамбль ложкарей – это эксклюзивное украшение, а для зрителей – восторг и незабываемые впечатления.

Всем известно, что раньше деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола.

Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. В разных городах России создавались «свои» ложки. Знаете ли вы, как украшались ложки, какую роспись использовали при украшении ложек народные мастера и как называются такие ложки?

Ложки, украшенные хохломской росписью называются – хохломские.

Выжиганием украшались вятские ложки.

Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки.

А ложки с различными надписями называются семеновскими.

Традиция игры на деревянных ложках дошла и до наших дней. И наша с вами задача передать ее нашим детям.

Давайте посмотрим видео фрагмент выступления современного ансамбля ложкарей детей школьного возраста. (просмотр видео).

Всего-навсего простая деревянная ложка, а сколько задора и веселья она вносит! Чтобы вы в этом убедились в своей практике, я хочу научить вас играть на деревянных ложках, чтобы вы тоже прониклись русским духом и весельем.

Уважаемые коллеги! Я хочу пригласить Вас поучаствовать в моем мастер-классе. Для создания полноценного ансамбля ложкарей мне нужно в помощь 10 человек.

2. Обучение приемам игры на деревянных ложках.

Давайте рассмотрим ложку. Части ложки называются : ручка – «черенок», часть, которой черпают суп – «черпачок», тыльная сторона черпачка – «щека».

Игровой комплект может состоять из 2, 3, 4-х ложек среднего размера и одной ложки большого размера. Обычно в работе с детьми применяются 2 ложки.

Известно множество приёмов игры на ложках, но многие для детей дошкольного возраста сложны. Сегодня я покажу вам несколько элементарных приемов, которые являются отличным материалом для музицирования и развития детей. Это те «кирпичики», из которых ребёнок потом с помощью педагога сможет построить сложные ритмические сооружения.

Посадка при игре. Для того, чтобы начать игру, необходимо сесть ровно, поставить обе ноги твердо на пол. Спина прямая, руки согнуты в локтях и немного отодвинуты от корпуса.

Прежде чем взять ложки, сделаем

пальчиковую гимнастику:

«Дай молочка, Буренушка!»

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку на донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки,

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

Имитировать, как доят корову.

Ладошки складываются в щепотку, как бы открывается рот.

Разгибают пальцы из кулаков на обеих руках.

Опять показывают, как доят коров.

Показывают поднятые вверх большие пальцы.

Прием №1. «Ладошки».

С освоения первого простейшего приема «Ладошки» начинается обучение игре на ложках. Он применяется уже в младшем дошкольном возрасте. При помощи его у детей появляется возможность без особого навыка выполнять ритмические рисунки, что позволяет ребенку сразу включиться в процесс творчества.

Нужно держать ложки за черенки и ударять друг о друга «щеками».

«Рукой левой мы возьмём,

Рукой правой мы возьмём,

Стукнем раз, стукнем два -

Получается игра»

Давайте послушаем, как звучат наши ложки.

Показ игры на ложках.

А теперь ударяем под музыку, только все вместе, дружно.

Звучит р. н. м. «Ах, вы сени», выполняется «Ладошки» четвертными длительностями.

Молодцы!

Прием №2. «Маятник»

Следующий прием называется «Маятник». Скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

Показ игры.

Под р. н. м. «Петушок» выполняется «Маятник».

С детьми младшего и среднего дошкольного возраста пропевается попевка «Петушок», сопровождая игрой на ложках приемом «Маятник».

Показ попевки «Петушок» с ложками.

Прием №3. «Лошадка»

Полость черпака одной ложки зажать в ладони левой руки. Удар производится другой ложкой. Приоткрывание полости между ложкой и ладонью, которая выполняет роль резонатора, позволяет извлекать звуки различной высоты. Этому приему игры придумали название – «Лошадка», так как при последовательном чередовании звуков различной высоты создается имитация цокания копыт лошади. Высокий или низкий, глухой или звонкий – все это ребенок слышит, когда он играет на ложках «Лошадку». Он не просто воспроизводит какие-то звуки, а учится анализировать и сравнивать услышанное. Пробуем?

Показ игры.

Под р. н. м. «…» выполняется «Лошадка» .

Ритмический рисунок можно выстукивать также следующим образом: зажать черпаки обеих ложек в ладонях и, разворачивая в разные стороны кисти рук, производить удары.

Показ медленных и быстрых ударов.

Прием №4. «Удар двумя ложками»

Более сложным приемом игры, который осваивается детьми в подготовительной к школе группе, является игра двумя ложками вместе. Ложки держатся в правой руке, между их черенками (посередине) находится указательный палец. «Щеки» черпаков обращены друг к другу (интервал между ложками 1 см, черенки ложек зажаты в ладони. Удары осуществляются по ладони левой руки перед собой, справа, слева.

Показ игры.

Взяли ложки в руки и начали.

Под р. н. м. «Калинка» выполняются удары четвертными двумя ложками по левой ладони перед собой, справа, слева.

Игра «Ромашка»

Чтобы продолжить обучение, я предлагаю поиграть в игру «Ромашка». На лепестках ромашки написаны приёмы игры на ложках, вы отрываете лепестки, читаете, что на них написано, а я показываю и комментирую, как исполняется каждый приём.

Каждый участник вытянет лепесток с номером приема.

Прием №5. «Мячики».

«Ножку левую положь на коленку правую,

Между пальцами ты вложь ложку деревянную»

На счет один, два, три, четыре ударяем ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.

Показ игры.

Под р. н. м. «Русская мелодия» выполняются «Мячики»

Прием №6. «Плечики».

Ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

Показ игры.

Под р. н. м. «На горе-то, калина» выполняются «Плечики»

Прием №7. «Коленочки».

«По ладошкам мы стучим,

Весело играем.

По коленочкам стучим,

Дружно повторяем»

Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

Показ игры.

Под р. н. м. «Здравствуй, гостья-зима» выполняются «Коленочки»

Прием №8. «Дуга».

На счет «раз» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки.

Показ игры.

Под р. н. м. «Народный наигрыш» выполняются «Дуга»

Прием №9. «Линеечка».

Удары ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.

Показ игры.

Под р. н. м. «Маруся» выполняются «Линеечка»

Прием №10. «Солнышко».

Удары ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

Показ игры.

Под р. н. м. «Частушки» выполняются «Солнышко»

Прием №11. «Капельки».

Одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Показ игры.

Под р. н. м. «Ой, цветет калина» выполняются «Капельки»

3. Исполнительское творчество педагогов в ансамбле ложкарей.

Вот мы и разучили самые простые приёмы игры на ложках. И сегодня мне бы хотелось сыграть с вами не просто в ансамбле ложкарей, а спеть вместе песню «Барыня», сопровождая игрой на ложках.

Вам необходимо внимательно на меня смотреть и повторять разученные приемы игры на ложках вместе со мной. Импровизация приветствуется. Начинаем играть после вступления. Приготовились. Начали.

Исполняется р. н. п. «Субботея» с ложками (по показу)

У нас нонче субботея,

А назавтра воскресенье.

Припев:

Барыня ты моя, сударыня ты моя!

Э, ох, воскресенье.

Молодцы! У нас все прекрасно получилось! Как вы себя почувствовали в ансамбле ложкарей?

4. Итог работы.

Вот видите, что может получиться при помощи вот этих простых деревянных ложек. Надеюсь, освоенные вами приемы вдохновят вас и помогут в дальнейшей работе с детьми

Пусть ваш дом будет полной чашей, а ложка – кормилицей вашей!

Всего вам доброго! Спасибо за помощь.

Публикации по теме:

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Обучение дошкольников рисованию песком»Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Обучение дошкольников рисованию песком» Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.

Из опыта работы «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» Из опыта работы: «Обучение детей плаванию в условиях детского сада». В нашем детском саду занятия по обучению плаванию проводятся 2 раза.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Обучаем детей игре на деревянных ложках» Со времён XVIII века деревянные ложки использовались в нашей стране в качестве ударного инструмента. Это был самый доступный музыкальный.

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация для воспитателей «Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию детей» Консультация для воспитателей "Формы сотворчества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников"Топчий Ольга.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Мастер-класс для воспитателей детского сада по изготовлению маков из крепированной бумагиМастер-класс для воспитателей детского сада по изготовлению маков из крепированной бумаги Изготовление декора «Маки» Номинация: Детский сад, мастер-класс для педагогов ДОУ на раскрытие творческого потенциала. Крепированная и.

Мастер-класс по созданию ростовых цветов для украшения музыкального зала детского садаМастер-класс по созданию ростовых цветов для украшения музыкального зала детского сада Сегодня первый день весны и мне захотелось поделиться с вами, уважаемые коллеги, мастер-классом по изготовлению ростовых роз из нового материала.

Мастер-класс по созданию ростовых цветов из изолона «Маки» для украшения музыкального зала детского садаМастер-класс по созданию ростовых цветов из изолона «Маки» для украшения музыкального зала детского сада Наступила долгожданная весна и вместе с ней весенние праздники! Одним из самых важных и почитаемых праздников в России является День Победы.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс музыкального руководителя для воспитателей детского сада «Обучение игре на ложках»
Опубликовано: 3 марта 2022 в 13:04
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс музыкального руководителя для воспитателей детского сада «Обучение игре на ложках»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Леонтьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД