Наталия Широбокова
Мастер-класс «Мате: плюс. Математика в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс «Мате : плюс. Математика в детском саду»
Слайд 1 Уважаемые коллеги, сегодня мне хочется познакомить вас с математическим комплексом нового поколения для развития математического мышления детей от 4 до 7 лет - «Мате : плюс. Математика в детском саду».
Слайд 2 Что же такое «Мате : плюс. Математика в детском саду»?
Публикация «Мастер-класс „Мате: плюс, Математика в детском саду“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2020
«Мате : плюс" - это:
-индивидуальный подход к каждому ребенку;
-результативность и чувство успешности у детей с разными возможностями;
-получение базового математического опыта, необходимого для дальнейшего обучения в школе по новым программам;
-освоение математических представлений в игре и проектах;
-игры и задания разной сложности, в том числе для одаренных детей;
-ясные рекомендации, инструкции и материалы для взрослых.
Слайд 3 Система «Мате : плюс. Математика в детском саду» охватывает всё необходимое для дошкольников математическое содержание.
Она поможет сформировать представления о пространстве и форме, величинах и измерениях, множестве, числах, математических операциях и многом другом.
Дети могут экспериментировать с основными геометрическими формами; играя
с кубиками и зеркалами, создавая узоры, могут исследовать закономерности и
симметрию.
В увлекательных играх они освоят числовой ряд и научатся сопоставлять числа
и количество, получат первые представления о вероятности, будут писать цифры.
Благодаря нескучным и порой неожиданным заданиям дошкольники обнаружат,
что математика окружает нас повсюду. При этом особенно важно, чтобы дети
осваивали все новое с удовольствием и в любимой ими форме — прежде всего в игре.
Отличительная особенность программы: Слайд 4
Программа делится на пять разделов. Каждому разделу математики присвоен
свой цветовой код, который используется в печатных материалах комплекта : на
карточках для педагогов и карточках для детей, в математических тетрадях для детей
и таблицах наблюдений. Это помогает педагогу быстро определять, на развитие каких
способностей направлено то или иное задание. При этом следует обратить внимание
на то, что многие задания относятся одновременно к нескольким разделам
математики, в этом случае они помечаются несколькими цветами.
Разделы:
1. Пространство и форма (зелный цвет)
2. Структуры, закономерности, узоры (фиолетовый цвет)
3. Величины и измерения (красный цвет)
4. Данные, частота, вероятность (голубой цвет)
5. Множества, числа, операции (жлтый цвет)
Остановимся на содержимом комплекта: Слайд 5
В комплекте для педагога есть методические рекомендации: рекомендации по развитию математических способностей у детей, по ведению наблюдений, а также идеи игр и заданий на каждый день; материалы для копирования (CD) : дополнительные материалы для распечатки : страницы с заданиями для детей, бланки для воспитателя. Предлагаются карточки для педагогов, в которых даны конкретные указания со всеми материалами комплекта. На лицевой стороне карточки приводится информация об играх и заданиях с указанным материалом в виде таблицы, в которой отражены название игры или задания, ссылка на соответствующую карточку для детей, форма работы, разделы в виде цветового круга и темы, которые прорабатываются. К заданиям на обороте карточки даны инструкции к их проведению и перечислены дополнительные материалы. Таблицы наблюдений: таблицы для записи наблюдений за развитием ребенка в возрасте до 5 лет и от 5 лет. По каждому направлению в таблицах даны ссылки на подходящие развивающие материалы
Слайд 6 В комплекте для детей: есть карточки для самостоятельной деятельности детей. На карточке инструкция-иллюстрация к игре. Рассматривая картинку, ребёнок вспоминает игры, придумывает новые варианты работы с материалами, тем самым подходит к заданию творчески.
Математические тетради. Здесь дети могут относительно самостоятельно выполнять задания или под руководством педагога рисовать, писать, решать задачи.
Значок, спросить у педагога, подсказывает ребёнку, что к заданию необходимо пояснение педагога. За которым нужно обратиться к взрослому. Большинство заданий ребёнок поймёт сразу т. к. во многих из них даётся подсказка.
Диагностические материалы
• Тетрадь 1 для детей от 4 до 5 лет
• Тетрадь 2 для детей от 5 до 6 лет
Материалы позволят получить объективную картину уровня развития каждого ребенка и организовать дальнейшую целенаправленную работу.
Слайд 7 Карточки.
В комплекте находятся 10 наборов карточек для многочисленных игр и заданий. Каждому набору соответствует свой символ, который указан на обратной стороне (рубашке) карточки для детей.
Подставки.
Подставки для карточек предназначены для того, чтобы ребёнок мог поставить карточки перед собой, это позволяет ему во время игры держать у себя перед глазами карточку, при этом остальным игрокам она не видна.
Сюжетные игровые поля. (4 поля)
На них можно сделать много открытий: находить части целого, сравнивать объекты по размеру и количеству, осваивать пространственные понятия.
Игровое поле. (2 поля)
Предназначены для игр по правилам, в которых потребуется умение считать и просчитывать свои ходы.
Слайд 8 1. Медведи.
В наборе представлены фигурки медведей трёх цветов и трёх размеров. Фигурки медведей используются для развивающих игр по разделам: сравнивать и сортировать; копировать схемы расстановки; для освоения пространственных понятий. Расставлять медведей можно под диктовку, по карточке-образцу, зеркальную расстановку.
В разделе «Множества числа операций» фигурки используются для пересчёта, сравнения количества: больше, меньше. (Предлагаю вам немного поиграть. У каждого в мешочке лежат медведи. Ваша задача - найти на ощупь и вытащить двух медведей одного размера. ; Варианты игр, карточки
К5, К 13 – посмотреть на карточку несколько секунд и затем расставить медведей по памяти.)
2. Деревянное табло. (кубики синие и красные)
Деревянное табло размеченное на 20 ячеек, формирует у детей первое представление о составе числа. В табло размещаются кубики, окрашенные в синий и красные цвета, что позволяет наглядно увидеть, что при изменении цветов кубиков, общее число остаётся неизменным.
3. Кубики для строительства. (деревянные кубики)
Кубики для строительства предназначены, для создания трёхмерных фигур. Здесь возможны самые разные варианты заданий, которые будут стимулировать развитие пространственного воображения у детей. Можно построить конструкцию под диктовку партнёра или педагога, на пример: поставь кубик за, на, справа, слева от другого кубика. Строить фигуры по образцу карточки «конструкции из кубиков». Если, ребёнок построив конструкцию ошибся, то для него будет полезно обойти конструкцию и рассмотреть её со всех сторон, чтобы увидеть с разных точек зрения. (Предлагаю построить конструкцию под диктовку партнёра или по карточке)
4. Мозаичные кубики. (красные, жёлтые)
Способствуют развитию пространственного воображения. Задания выполняются на плоскости, но при этом от ребёнка требуется структурирование изображённых на карточках фигур из кубиков. Можно строить фигуры по образцу, определить какой из кубиков отсутствует в незаконченной фигуре, также придумывать свои фигуры. (Предлагаю поиграть. Возьмём карточку для детей К 22. Нужно выложить мозаику зеркально, отображающую образец)
6. Волчок и кубики. В играх с кубиками (6-гранники и 12-гранники) и волчком дети получают первые представления о вероятности. Служит для изучения вероятности. Сектора круга волчка можно формировать, т. е. раскрашивать самыми разными способами и от этого будет зависеть вероятность того, что волчок упадёт на тот или иной сектор цвета. Таким образом у детей развивается понимание связи между способом раскраски секторов круга и вероятности того, на какой цвет упадёт волчок. (Предлагаю поиграть с волчком.)
7. Штампы. В наборе имеются цветовые штампы. С их помощью дети печатают цифры в прямой и обратной последовательности. Располагают на листе бумаги под диктовку педагога или сверстников.
8. Трафареты.
С помощью них дети учатся аккуратно рисовать фигуры. Создавать самые разные узоры в разной последовательности. (Предлагаю создать узор на листе бумаги, на вашу фантазию)
9. Мешочек для тактильных игр.
Дети в мешочек прячут различные предметы, а затем определяют их на ощупь, не заглядывая в мешочек. Ищут предметы по заданным свойствам, например: круглый, с гранями, определяют количество и др.
10. Фишки. (круги синие, красные)
Фишки позволяют отобразить количество. С их помощью дети выполняют различные действия. Выкладывают заданное количество, например: положи 4 фишки в один ряд, а под ними 3 фишки, показывают равнозначные количества и т. д.
11. Тубы.
Поскольку дети ещё не умеют сравнивать большие количества, путём пересчёта, то для сравнения их по высоте они используют прозрачные тубы. Дети помещают в тубы определённое количество фишек и ставят тубы рядом, сравнивая количество фишек. Происходит прямое сравнение, без определения количества. (Поместите в тубы определённое количество фишек и поставьте тубы рядом. Сравните количество фишек, без определения количества.)
12. Коробочка с шариками «Встряхни и отгадай» служит для разложения числа и развития понимания части и целого. В коробочку помещают определенное количество бусин и встряхивают ее. Сколько бусин в одной секции мы видим, а сколько бусин в другой? (Встряхните коробочку с шариками и сосчитайте количество шариков в одной секции и в другой)
13. Зеркало безопасное на подставке.
С помощью которого дети исследуют изображения и объекты с точки зрения симметрии.
14. Цветные геометрические фигуры.
Подходят для разных геометрических экспериментов. С их помощью можно упражнять детей в умении сортировать и сравнивать фигуры, создавать большие геометрические фигуры и узоры, сравнивать их площади и получать первое представление об углах, создавать дорожки и по аналогии продолжать их дальше. ( Игра: выложи узор из геометрических фигур на свою фантазию)
Слайд 9 Как работать и играть с материалами
Номер нам подскажет, какую «Карточку для детей» дать ребенку — К21
Ориентируясь на «картинку-инструкцию», ребенок может уже самостоятельно выбрать из коробки нужные материалы : кубики и карточки.
Карточка для детей (Картинка-инструкция) напомнит ребенку описание игры. Для взрослых на обороте карточке есть подсказки: варианты игры, дополнительные материалы, на развитие каких способностей игра направлена
Ориентируясь на цветной кружок на Карточках для педагогов, выбираем подходящее нам по теме. Зеленый кружок — «Пространство и форма»
На каждой карточке предложены несколько вариантов игр и заданий и самая необходимая информация к ним.
Для начала выбираем самый простой вариант игры
ВЫБИРАЕМ ИГРУ— выложить мозаику по образцу
ВЫБИРАЕМ МАТЕРИАЛ — мозаичные кубики
На обороте карточки даны описания игр и перечень дополнительных материалов
Карточка для педагогов. Каждая карточка посвящена определенному материалу (группе материалов) из коробки.
СТАВИМ ЗАДАЧУ — развивать пространственные представления
Карточка для детей. ГОТОВИМСЯ К ИГРЕ— выбираем нужные материалы
Слайд 10 Все материалы программы можно использовать как в непосредственной ОД, так и в повседневной жизни.
Спасибо за внимание!