Марина Филиппова
Мастер-класс «Куклы своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Куклы своими руками»
Подготовительная группа
Воспитатели: Дмитриева Валентина Фёдоровна, Филиппова Марина Митрофановна
Образовательные области «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Цель: формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, нравственно-патриотическое воспитание детей
Задачи:
воспитывать у ребенка интерес к культуре своего народа
воспитывать детей через русскую сказку, русский фольклор
Публикация «Мастер-класс „Куклы своими руками“» размещена в разделах
воспитывать уважение к труду
воспитывать желание сделать куклу своими руками
воспитывать усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность
активизировать поисковую активность детей
развивать интерес к русским традициям и промыслам
развивать интерес к искусству
раскрывать творческий потенциал детей
развивать тонкую моторику, координацию руки и глаза
развивать внимание, память
развивать художественно-эстетический вкус
развивать творчество и фантазию
развивать связную речь, умение отвечать на вопрос полным, развернутым ответом
повышать педагогическую компетентность родителей в художественно-творческом развитии детей
познакомить родителей с русской тряпичной куклой
способствовать установлению партнерских отношений между родителями и педагогами
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Материалы и атрибуты:
компьютер
проектор
интерактивная доска
пооперационные карты изготовления кукол (на разных носителях)
лоскуты из ткани, тесьма, нитки, ножницы
презентация «Прошлое кукол»
аудиозаписи русских народных мелодий и песен
атрибуты русских народных костюмов для детей
декорация русской избы
Предварительная работа:
знакомство с русскими тряпичными куклами (история появления, значение, использование)
изготовление совместно с детьми русских народных кукол (пеленашка, столбушка, мартиничка, кукла-колокольчик, крупеничка)
составление с детьми рассказов о последовательности изготовления кукол
оформление пооперационных карт изготовления кукол (в презентациях – интернет ресурсы)
подготовка материалов: ткань, нитки, вата, колокольчики
чтение сказок «Терешечка», «Василиса Прекрасная», «Крупеничка»
разучивание русских народных игр, хороводов, танцев
Часть помещения групповой комнаты оборудована под русскую избу, представлены предметы старинного быта (изба, скамья, веретено, ткацкий станок и т. д.). Дети одеты в русские костюмы (сарафаны, платки, рубашки). В группе организована выставка самодельных кукол. На интерактивной доске демонстрируется презентация «Прошлое кукол».
Мастер класс по изготовлению кукол проводят дети для своих родителей.
Взрослые гости входят в группу, дети их приветствуют.
1 ребенок:
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
2 ребенок:
Веселья вам да радости!
3 ребенок:
Давно мы вас ждем-поджидаем.
Дело без вас не начинаем!
4 ребенок:
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!
5 ребенок:
Приготовили мы для вашей утехи русские потехи – русские пословицы о гостеприимстве. Мы вам начало, а вы нам конец. Давайте попробуем!
Рады гостям – как добрым … вестям.
Гостя по одежке встречают - … по уму провожают.
Доброму гостю хозяин … рад.
Воспитатели предлагают гостям отправиться в путешествие в далекое прошлое.
Воспитатель:
Давайте заглянем в давние-давние времена, когда жили бабушки наших бабушек, когда летали сказочные гуси-лебеди.
А как мы можем узнать, как жили люди в старину? Чем они занимались, какую одежду носили, какие предметы их окружали?
Конечно же, из книг и благодаря картинам художников (слайд 2 презентации «Прошлое кукол»)
В группе мы тоже постарались создать обстановку, близкую к тем давним временам.
Итак … Раз-два, повернись, в прошлом очутись!
Воспитатель:
Интересно, в какие куклы играли бабушки ваших бабушек? (слайд 3)
Какие куклы были в старину?
В те давние времена дети играли в куклы, которые им делали мамы из своей старой одежды. Эти куклы назывались «тряпичные куклы» (слайды 4-6)
Воспитатель (к гостям):
И мы научились делать таких кукол, посмотрите, вот они на нашей выставке «Куклы своими руками» (на стенде представлены куклы с названиями).
Воспитатель (к детям):
А теперь давайте займемся рукоделием и пригласим наших гостей присоединиться.
Дети выбирают кукол и занимают соответствующее рабочее место (на рабочих местах находятся пооперационное карты изготовления кукол и материалы).
Они вместе с гостями делают куклу и рассказывают о ее назначении (короткие рассказы на рабочем месте).
Куколка Пеленашка (слайд 7) самая первая игрушка младенца. Это младенец в платочке, завернутый в пеленку. Ее делали мамы. Такими игрушками не играли. Пеленашку клали в колыбель дочке или сыну. Куколка защищала младенца от болезней, приносила ему спокойный сон.
Процесс изготовления (слайд 8): большой лоскут сложить пополам и плотно скрутить - это «скрутка», скрутку перевязать посередине ниткой. С одной стороны повязываем треугольный лоскуток, это «голова в платочке», затем заготовку плотно «пеленаем» оставшимся лоскутком и перевязываем посередине. Пеленашка готова.
Кукла Столбушка (слайд 9) считается главной помощницей и советчицей. Такую куклу прятали от чужих глаз и хранили всю жизнь. Ее делали мамы и дарили своим дочкам.
Процесс изготовления (слайд 10): плотную ткань складываем пополам и туго скручиваем, делаем скрутку, на уровне шеи и пояса перевязываем скрутку нитью. Накрываем скрутку белой тканью и формируем голову, под ткань можно положить вату. Перевязываем ниткой на уровне шеи. Свободные концы ткани выравниваем. убирая края в середину. Перетягиваем ткань ниткой, выделяя ладошки. Привязываем юбку и передник так, чтобы ткань была вверху куклы, привязываем её к поясу, опускаем вниз и расправляем. Повязываем платок – кукла Столбушка готова.
Куклу Кувадку (слайд 11)делали из лоскутков и клали в колыбель младенцу. Куколка была вместо погремушки.
Процесс изготовления (слайд 12): большой лоскут ткани размером скручивают к середине по длинным сторонам. Скрученный лоскут перегибают пополам, немного отступив от места сгиба,
плотно стягивают нитью, формируя голову. Из другого лоскута таким же образом делают вторую скрутку. С обеих сторон концы скрутки стягивают нитками. Середину второй скрутки укладывают между концами первой скрутки до упора в завязанную нить. Плотно прижав к узлу, вторую скрутку закрепляют между концами первой скрутки нитью несколькими плотными витками под второй скруткой и крест-накрест.
Кукла готова!
Кукла Зайчик на пальчик (слайд 13) оберегает маленьких детей. В старину родители делали такую куклу и давали детям, когда уходили из дома. Зайчик надевается на пальчик и крепко держится в ладошке.
Процесс изготовления (слайд 14): складываем ткань вдвое по длине, лицевой стороной наружу.
С одного края закладываем угол ткани внутрь и туго перевязываем нитью – формируем ушки. Формируем голову зайца, наполнив её ватой и перевязываем ткань на шее. Свободный конец ткани снизу скручиваем – формируем лапки. Прикладываем лапки к шее зайчика сзади. Закрепляем лапки к туловищу, перетягивая ниткой.
Зайчик готов! Теперь можно надеть его пальчик.
Кукла Крупеничка (слайд 15) – главная кукла в семье. Ее делали во время сбора урожая, наполняя лучшей крупой, наряжали и ставили на видное место. А весной, во время сева, первые зерна брали из этой куколки. Она отвечает за достаток в семье, следит, чтобы в доме было сытно и богато.
Процесс изготовления (слайд 16): в основе куклы – мешочек, наполненный крупой. Привязываем кусочек кружева, запахивая сзади – это нижняя юбка куклы. На неё краями вперед привязываем верхнюю юбку. Её края не должны сходиться. На юбки повязать маленький фартук. Длинную полоску плотной ткани туго скручиваем с обоих концов в рулончики – это руки и привязываем чуть выше юбок, прикрывая спину. На голову повязываем тесьму, а сверху – платок. Крупеничка готова!
Куклы Мартинички (слайд 17). Их делали из ниток по типу Стригушек. Ими закликали весну, приближали её начало. Белая кукла – Зима. Красная – Весна. С этими куклами зиму провожали и весну – встречали.
Процесс изготовления (слайд 18): сделать две намотки из ниток одного цвета, одна намотка короче другой.
Большую намотку перевязать ниткой посередине, вторую – перевязать с двух концов, края подрезать ножницами – это ручки куколки
Вставить ручки внутрь первой намотки и отметить головку и поясок, обмотав нитками.
Точно так же сделать вторую куколку из ниток другого цвета.
Соединить кукол, связав их нитками за головки. Мартинички готовы!
Дети показывают своих куколок.
Взрослый приглашает посмотреть на экран (представлены фотографии кукол) (слайд 19, спрашивает, какую куклу сегодня не делали. Это кукла-колокольчик (слайд 20).
Дети рассказывают об этой кукле.
Воспитатель: вы на славу потрудились, давайте отдохнем и поиграем.
Скажите-ка мне, девицы-мастерицы, чем вы скрепляли детали ваших куколок?
- Нитками!
Воспитатель: Ниточка-умелица узоры свои завивает!
Я по горенке шла,
Клубок ниток нашла.
Клубок маленький,
Нитки аленьки.
Клубок катится,
Нитка тянется.
Хороводная игра (звучит русская народная мелодия) «Клубочек» (слайд 21)
Вариант 1: дети выбирают ведущего. Ведущий ведет всех детей «змейкой» сначала спокойным шагом, а потом ускоряет шаг. Задача детей – не разорвать «нитку».
Вариант 2: дети берутся за руки и встают разомкнутым кольцом. Двое первых детей делают «воротики». Ребенок, находящийся на другом конце – начало «ниточки». Он проводит всех через эти «воротики». Как только все прошли, этот же ребенок с ребенком, стоящим рядом делают «воротики». Теперь другой конец «ниточки» проходит через «воротики». Эти движения повторяются без остановки, постепенно ускоряя темп.