Стелла Яшкина
Мастер-класс «Круги Луллия. Путешествие в Страну красивой речи или Волшебные круги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса:
Познакомить с методикой использования кругов Луллия.
Задачи мастер - класса:
1. Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с дошкольниками.
2. Организовать работу с педагогами ДОУ района по ознакомлению с кругами Луллия.
3. Организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.
Форма работы: практическая
Ожидаемый результат:
Темочки:
Использование педагогами кругов Луллия в работе с детьми позволит обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов.
Круги Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам программы.
Оборудование: пособия «Круги Луллия»: «Какого цвета?» (овощи, фрукты, «Накормим зимующих птиц», «Найди маму» (дикие животные, «Кто где живет» (дикие животные);вид пособия: 2 круга большего и меньшего диаметра наложены друг на друга и разделены на сектора, в которых наклеены картинки, например: на меньшем кругу в секторах птицы, на большем кругу соответствующий корм, круги вращаются относительно друг друга, и можно совмещать картинки, в центре рамочка-сектор, которая объединяет картинки двух кругов; контейнеры с песком по количеству участников (под песком таблички с надписью темы задания, силуэты для упражнения с прищепкам (солнышко, жук, павлин, компьютер, проектор, электронная презентация «Путешествие в Страну красивой речи или Волшебные круги»
Теоретическая часть.
"В эту страну попасть непросто, грамота там живёт.
И по тропе красивой речи нас она поведёт. "
Мы, современные педагоги, помогаем воспитанникам овладеть грамматически правильно оформленной речью как средством общения и культуры. Мы – проводники для наших детей по дороге в Страну красивой речи, только попав в нее, ребёнок окажется на пути к познанию и творчеству.
В современной педагогической практике всё больше используются, казалось бы, устаревшие модифицированные педагогические технологии. Сегодня мы поговорим о Кругах Луллия, как об одном из средств развития правильной, красивой речи и интеллектуально-творческих способностей детей. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (испанский миссионер, поэт, философ и теолог, один из наиболее влиятельных и оригинальных мыслителей европейского высокого Средневековья) и получила название «Круги Луллия». В XIII веке он создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
Пособие «Круги Луллия» используется в двух вариантах: в виде планшета с прорезью, куда вставляются два круга, или в виде нескольких кругов разного диаметра, разделенных на одинаковое количество секторов и стрелки. На кругах располагаются различные комбинации картинок. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.
Пособие используется как индивидуально, так и подгруппой детей в различных видах деятельности.
Основная цель: Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Пособие позволяет решать задачи:
• совершенствовать грамматический строй речи и обогащать словарь,
• установление причинно-следственных связей между объектами,
• развитие навыков фантастического преобразования объектов,
• формирование способности видеть суть проблемы,
• мелкую моторику и координацию движений рук.
Мастер-класс.
1. Организационный момент.
Пескотерапия.
Приглашаю четырех педагогов, предлагаю подойти к контейнерам с песком, аккуратно размести кисточкой песок и прочитать увиденное слово. Это и будет темой задания (у пар участников будут одинаковые слова: «Дом», «Мама»). Так получатся две команды по два участника. В соответствии с заданиями выбираются круги Луллия: «Найди маму» (дикие животные, «Кто где живет» (дикие животные).
2. Ознакомление с этапами работы с Кругами Луллия
Работа ведется в виде тренингов, которые имеют свою структуру: уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание) и упражнения на развитие воображения (фантастическое задание).
Типы тренингов:
I. «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты.
II. «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.
III. «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
IV. «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению (Что хорошо, что плохо).
3. Проблемная ситуация.
Сегодня в группах вы должны придумать фантастическую историю, пройдя через все
четыре этапа.
4. Инструктаж о последовательности работы в группе.
• Перед началом работы давайте повторим этапы совместной работы в группе.
• При решении задач в играх вы должны быть свободны в своих высказываниях.
• Приветствуются самые неожиданные предложения.
Пример: тренинг «Какого цвета?» (овощи, фрукты)
1. «Найди реальное сочетание»
Выбери объект и подбери к нему цвет. Красное, зеленое или желтое яблоко.
2. «Объясни необычное сочетание»
Объясни необычность цвета. (Яблоко - черный цвет. Яблоко бывает черного цвета ночью, когда нет освещения, или, оно может быть черным, когда испортилось.)
3. «Придумай фантастическую историю или сказку»
- Придумай фантастическую историю про фиолетовые яблоки. (Одна принцесса очень любила фиолетовый цвет, для нее стали выращивать фиолетовые яблоки).
- Как это происходило? - (Выращивались обычные яблоки, их специально красили в фиолетовый цвет или подавали при определенном освещении).
4. «Реши проблему»
- У яблока появился необычный фиолетовый цвет.
- Что хорошего, что яблоки фиолетовые? (Червяки их меньше едят. За необычные яблоки люди больше платят).
- Что плохого, что они фиолетовые? (Не очень аппетитно выглядят. Тяжело узнать, когда они созревают. Они плохо видны на дереве для сбора урожая).
- Как собрать фиолетовые яблоки в засохшей листве дерева? (Пылесосом сдуть листву, тогда яблоки останутся на дереве).
5. Самостоятельная работа групп.
Работая сообща, дружно можно создать необыкновенную историю.
Работа со зрителями: раздать силуэты для прищепок, предложить придумать эпитеты к слову «Снег», за каждое слово зрители получают прищепку на свой силуэт.
6. Рефлексия.
Презентация работы с кругами Луллия и необыкновенной истории.
Вывод: в результате работы с кругами Луллия систематизируются знания об окружающем мире; развивается творческое воображение и мышление; обогащается словарный запас. Формируется умение быть свободными в своих высказываниях и решать проблемы самостоятельно.