ИРАИДА ПОЛЯКОВА
Мастер-класс «Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень образования мелкой моторики рук – один из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень, развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Работа по развитию мелкой моторики рук, должна начаться задолго до поступления в школу. Особое внимание, должно уделяться упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, это решает сразу две задачи: во первых, косвенным образом влияет на общее развитие ребенка, во – вторых, готовит к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Публикация «Мастер-класс „Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Родителей должно насторожить - если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или заштриховывании. В этом случае, ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя при этом тренировки пальцев и рук. Начинать работу, по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраст.
Упражнения для развития моторики рук :
1. Запускать пальцами мелкие волчки;
2. Разминать пальцами пластилин;
3. Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки;
4. Сжимать - разжимать кулачки, при этом сопровождать словами, играми;
5. Двумя пальцами: указательным и средним ходить по столу, а затем ускорять, как – будто бегут;
6. Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний) и т. д. ;
7. Побарабанить всеми пальцами по столу;
8. Махать в воздухе только пальцами;
9. Кистями рук делать фонарики;
10. Собирать все пальцы в «щепотку»;
11. Нанизывать на нитку бусинки, пуговицы;
12. Застегивать молнию, пуговицы, крючки;
13. Рисовать, раскрашивать, штриховать;
14. Резать ножницами;
15. Шить иголкой.
К пяти годам, возможность точных, произвольно - направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся: различные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы. Точность и ловкость движений пальцев, приобретаются детьми в «Собирании бус». Особую роль в развитии ручной умелости - играет умение уверенно пользоваться ножницами постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликации, вырезание фигурок, картинок, полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Очень важной частью работы, по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» - это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Хорошо помогают расширить кругозор ребенка и повысить его эрудицию – «графические диктанты», они разрабатывают мелкие мышцы рук, учат красиво писать и логически мыслить.
Пальчиковая гимнастика для родителей «Сидит белка на тележке»
«Сидит белка на тележке,
Продаё т она орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому.
Заиньке усатому».
(На первые две строчки – ритмичные сгибания пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого).
Вот мы размяли пальчики, можно приступать к штриховке. (Показываю родителям варианты штриховок);
Предлагаю родителям игру «Шнуровка»;
Игра: «Собери бусы»;
Предлагаю родителям сделать на картонке налеп из пластилина в виде какой – нибудь простой картины (цветочек, бабочка и т. д.);
Предлагаю родителям сделать оригами «Тюльпанчик»
Работа с ножницами :
- вырезавать - из квадрата круг;
- разделите прямоугольник пополам, чтобы получилось два квадрата;
- из квадрата - два треугольника (сгибание по диагонали);
-вырезать листики из бумаги, сложенные вдвое;
-вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой.
Графический диктант «Медведь»
От точки: 1 клетка - вправо, 3 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх,1 – вправо, 1 –вниз, 2 – вправо,1 – вверх,1 – вправо, 1 – вниз,1 – вправо,3 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 3 – влево, 1 – вниз,2 – влево, 1 – вверх, 3 – влево, 2 – в верх.