Анна Орлова
Конспект мастер-класса «Коммуникативный танец как средство оптимизации процесса обучения и воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Коммуникативный танец как средство оптимизации процесса обучения и воспитания, а также важный аспект психологического комфорта детей"
Ход мероприятия:
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мастер-класс по проблеме «Коммуникативный танец как средство оптимизации процесса обучения и воспитания, а также важный аспект психологического комфорта детей».
Общение является важным условием психологического развития человека, формирования его личности, его социализации.
Публикация «Конспект мастер-класса „Коммуникативный танец как средство оптимизации процесса обучения и воспитания“» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Танец. Конспекты занятий на тему танца
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.
В нашем детском саду большое внимание уделяется развитию коммуникативной сферы ребенка, ведь согласно новым требованиям ФГОС, одним из аспектов образовательной среды является характер взаимодействия ребенка дошкольного возраста с другими детьми, со взрослыми.
Общение детей происходит в различных видах деятельности общеобразовательного процесса, в том числе и в музыкальной деятельности.
Идея В. А. Сухомлинского: «Ввести ребенка в мир человеческих отношений» - является актуальной задачей развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Так почему бы для решения этой задачи не использовать танцы, чтобы посредством их влияния привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки. Ведь, благодаря их использованию у детей происходит всестороннее развитие навыков общения.
Коммуникативные танцы, которые я активно использую в своей педагогической практике, содержат несложные движения, включающие в себя элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, танцевальную импровизацию.
В несложных, но подвижных и веселых танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку. Тактильный контакт, осуществляемый в танцах, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми.
В коммуникативных танцах эффективно реализованы следующие направления работы:
- развитие эмпатии,
- сочувствие к партнеру,
- развитие позитивного самоощущения.
Для того, чтобы успешно использовать коммуникативные танцы-игры в музыкальном развитии детей, я начала собирать материалы, нотные приложения, составлять картотеку, фонотеку танцев-игр.
А сейчас я приглашаю вас к практической части мастер-класса.
И начнем мы его с коммуникативного танца-импровизации «Две капельки росы». Танец для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Такой вид танца увлекает ребенка, раскрепощает, пробуждает его фантазию, развивает двигательную свободу, ассоциативно-образное мышление, импровизационные и коммуникативные качества.
Для этого танца я приглашаю к нам на импровизированную сцену 5 человек. Здесь нужно исполнить роли двух капелек-подружек, зайца, лисы и медведя.
Прошу вас выбрать себе атрибуты героев, которые разложены на столике.
Поясняю: в начале песни поскоками, держась за руки, выходят наши подружки-капельки. Покружились.
В центре останавливаются, качая руками, делают пружинку. Капельки - подружки делают руками «воротики».
Далее, когда поется про лису, выходит через «воротики» наша Лисонька. Как двигается хитрая лисичка, стучит лапками в одну сторону, другую.
Далее, выходит через «воротики» заяц. Импровизируем, как танцует зайчик.
Все звери делают в каждую сторону скользящие хлопки.
Затем, через «воротики» выходит танцевать медведь.
Далее, взявшись за руки, герои идут по кругу, движения по тексту.
Приглашают остальных участников рмо, кружатся лодочкой.
В конце танца обнялись наши друзья!
Спасибо, педагоги. Присаживайтесь.
- Я думаю, что коллеги согласны, что в этом танце есть место для детского творчества. В конце коммуникативных танцев почему мы стараемся найти возможность, чтобы дети обнялись?
- Совершенно верно! Потому что дети на телесном уровне понимают, что их любят и принимают такими, какие они есть. Для ребенка это важно. Ведь в настоящее время, к сожалению, объятия от взрослых (даже в своей семье) дети мало получают.
2. Разумеется, не каждый ребенок сможет выйти на сцену и танцевать. Можно предложить застеснявшемуся ребенку разные варианты действий: потанцевать вместе со взрослым, с другими детьми, при этом …. даже не вставая со стула!
Как например в следующем коммуникативном танце, который можно исполнять с детьми старшего дошкольного возраста.
Для исполнения этого танца я приглашаю 6 человек. Пожалуйста возьмите свой стул и проходите на середину зала. Присаживаемся вкруг.
Сейчас под веселую, ритмичную музыку польки мы будем передавать вот такие мешочки. (раздаю)
На музыку вступления мы хлопаем. Далее, будьте внимательны, выполняем движения по моему показу.
А) На первую часть музыки передаем мешочки друг другу.
Б) Выполняем хлопки по своим коленям и соседа.
А) Снова передают мешочки по кругу.
Б) Руки к плечам, вверх, к плечам, вперед.
А) Снова передаем мешочки
Б) Ладушки в одну и др стороны
А) Передаем мешочки по кругу
Б) Повернулись в одну сторону, похлопали по спине соседа двумя руками,
Поворот в другую сторону и хлопаем по спине соседа.
А) Передаем мешочки по кругу.
- Отлично получилось! Спасибо, коллеги.
Ценность таких коммуникативных танцев в том, что они способствуют
повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в
детском коллективе, создавая для всех равные условия общения. Также не менее важно, что они развивают внимание, координацию движений, умение различать части музыки, ну и, конечно, поднимают настроение!
3. Следующий коммуникативный танец, который я предлагаю вашему вниманию, исполняется с мячиками. Такой танец я использую в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Он выполняет не только коммуникативную функцию, объединяя детей в пары, способствуя сотрудничеству, взаимодействию между собой; но также релаксационную функцию – легко и непринужденно снимает напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга; развивающую – упражнение способствует развитию слухового ощущения и выполнению движений, соответствующих ритмическому рисунку музыкального произведения.
Этот танец исполняется плавными, выразительными движениями рук с мячом (все остальные части тела находятся в расслабленном состоянии, без движения).
Музыка Л. Бетховена. «К Элизе». (1 часть)
Я приглашаю всех музыкальных руководителей, проходите пожалуйста на середину зала со своими стульями. Присаживаемся, чтобы получилось 2 ряда по 2 человека напротив друг друга (повернитесь сидя друг к другу лицом). Близко друг ко другу не садимся.
Каждой паре я выдаю вот такой мяч.
- Левая рука лежит свободно на колене. Все движения выполняем правой рукой.
(выполняем по моему показу)
- Молодцы!
Рефлексия:
А теперь обратите внимание на ваши мячики. На некоторых из них есть нотки. А у меня есть вот такой конверт с нотками. Пожалуйста возьмите из конверта свою нотку. Прочтите пожалуйста вопрос с обратной стороны. Хотелось бы послушать ваши ответы.
Вопросы:
1. Будете ли Вы использовать в своей работе предложенные приемы?
2. Что для Вас сегодня было важным?
3. Открыли ли Вы для себя что-то новое?
4. Меня удивило…
5. Я смогла….
Спасибо!
В заключении хочется пожелать всем творческих успехов, радости и удовольствия в работе с детьми.
Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы – игры для детей. СПб. : Музыкальная палитра, 2004. 35 с.
2. Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец. М. : Искусство, 1987. 382 с.
3. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации М. : Мозаика-Синтез, 2006.
4. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» г. С-Пб, 2010г.
5. Зенгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. – М. : Айрис – пресс, 2005