Ксения Киселева
Мастер-класс «Как помочь родителям организовать труд школьника в условиях дома»
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка, оно не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства.
Публикация «Мастер-класс „Как помочь родителям организовать труд школьника в условиях дома“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А так же труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
Формы взаимодействия с родителями по вопросам трудового воспитания.
1. Педагогический всеобуч.
2. Родительские собрания.
3. Индивидуальные и групповые консультации
4. Занятия с участием родителей.
5. Дни открытых дверей.
6. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
7. Оформление фотовыставок.
8. Работа с родительским комитетом.
9. Оформление родительских уголков.
10. Оформление папок - передвижек. Папки – передвижки служат для информации, которая обновляется, но которую необходимо донести до сведения родителей.
Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье.
1)Родителям важно помнить народную мудрость о том, что яблоко от яблони далеко не падает. Отношение детей к домашним обязанностям напрямую зависит от личного примера мамы с папой. Когда взрослые негативно относятся к работе по дому, воспринимают её как тяжкую повинность и при любой возможности пытаются отлынивать от домашних дел, то очень трудно будет добиться от чада желания трудиться. Ведь дети всегда стремятся подражать родителям, причём именно тому, что они делают, а не о чём говорят. Не убирайте дома, когда ребёнок спит, на улице или в гостях у бабушки: пусть карапуз видит, как взрослые хлопочут по дому, суетятся, наводят чистоту
2)По мнению психологов, основная ошибка многих родителей заключается именно в том, что спохватываются они гораздо позже, чем стоит. Приучать ребенка к труду можно и нужно уже тогда, когда он начинает говорить. «В раннем возрасте малышу хочется все узнать и попробовать, но родители обычно его ограждают, мол, отойди, не трогай, не бери. Им проще сделать все самим — так быстрее и надежнее. Но запретами они уже отбивают у ребенка желание помогать.
3)Никогда не ругайте ребёнка за оплошности, будь то испачканная одежда и бардак на кухне после первых кулинарных опытов или размазанная грязь на полу в прихожей, получившаяся при попытке малыша вымыть пол. «Очень важно не повышать голос, когда ребенок учится что-то делать и впервые ошибается. От крика малыш пугается, и в его мозгу прочно закрепляется ассоциация: это дело — плохое, неприятное. Объясняя, как застилать постель, поливать цветы, накрывать на стол, родителям следует все время употреблять слова «вместе», «помогу», «подскажу». Тогда первые шаги в труде у ребенка будут связаны исключительно с приятны- ми воспоминаниями и освоенные дела не будут вызывать отторжения». Попробуйте отнестись к ситуации с юмором и оценить по достоинству старания подрастающего помощника. Очень важно в такие моменты мягко и спокойно указать сыну или дочке на ошибки и объяснить, как избежать их в дальнейшем, как лучше было бы действовать в подобной ситуации. Проявляя терпение, когда малыш совершил оплошность, вы помогаете ему воспитать отличное качество характера — замечать свои ошибки и относиться к ним адекватно
4)Важно хвалить детей за любое проявленное желание помочь родителям. Обязательно расскажите крохе, насколько ценна его помощь с домашними делами. В качестве поощрения хороши не только ласковые слова и обнимашки, но и любые совместные занятия. Объясните ребёнку, что благодаря его помощи у вас теперь появилось больше свободного времени, которое вы можете провести вместе.
А вот от денежных поощрений лучше воздержаться. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе вы рискуете вырастить корыстного человека, который даже во взаимоотношениях с самыми близкими людьми будет искать в первую очередь собственную выгоду. Ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
5)Приучайте детей к делам по дому, придумывая игровые ситуации и соревнования. Предложите сыну представить себя сверхскоростным Суперменом, а дочке на время стать Весёлой Феей, которая наводит порядок на своей Волшебной Полянке. Например, складывая мягкие игрушки в корзину, имитируйте игру в баскетбол. Расставляя книги по полкам, представьте, что вы команда спасателей — спасаете книги с тонущего корабля, при этом передаёте их друг другу по цепочке.
Используйте прямые коммуникации — твердо и прямо говорить, что ребенку нужно сделать, конечно, не приказным, а дружелюбным спокойным голосом, в виде просьбы». А в случае капризов используйте компромиссные формулировки. Например, если ребенок вдруг заявляет, что он не будет убираться, вместо того чтобы жестко заявить: «А я сказала — будешь!» — как бы, не замечая отказа, уточнить: «Ты протрешь пыль или помоешь пол?» Тогда у ребенка будет формироваться установка, что просто отказаться от совместной работы по дому нельзя, но зато есть выбор, предоставляемый ему взрослыми. Это не позволит появиться ощущению, будто его насильно заставляют, буквально наказывая работой за неясную провинность. Просить и напоминать — вот два ключевых понятия, связанных с процессом приучения к домашнему труду. Очень часто родители говорят : «Чем напоминать ребенку десять раз, лучше все сделать самим!». Нет, не лучше! Иначе ребенку очень скоро станет удобно быть забывчивым.
6)Домашние обязанности помогают ребёнку стать самостоятельнее, почувствовать себя полноправным и важным членом семьи, который вносит свою посильную лепту в выполнение общесемейных дел. Желательно, чтобы к пяти годам у ребёнка были постоянные обязанности по дому. Сначала давайте самые простые поручения: собрать игрушки, поставить тарелки на обеденный стол, принести тряпочку, чтобы что-то вытереть. Постепенно задания можно усложнять, а круг обязанностей расширять. При этом важно, чтобы поручения, которые вы даёте ребёнку, соответствовали его возрасту. Нужно как можно раньше определить круг пусть элементарных, но личных обязанностей ребенка и обязательно подчёркивать важность доверенных ему дел.
«Классический пример приучения ребенка к труду — поручить ему ухаживать за комнатными цветами или животными в доме. Нужно рассказать и объяснить, как для всего живого необходимы чистый воздух, уход, кормление и забота. Обязательно добавьте, что он уже достаточно взрослый и может быть хорошим помощником, поэтому ему дают серьезное поручение — ухаживать за растениями. Первые несколько раз необходимо сделать все вместе, чтобы ребенок запомнил, как правильно, и поначалу помогать ребенку и напоминать об обязанности, тогда со временем она войдет в привычку. А еще полезно при ребенке рассказывать другим членам семьи, что у сына (или дочки) тоже есть свое важное дело, и хвалить, что он с ним справляется. Главное — не забывать это делать,
7) Дети должны осознавать конечный результат своих усилий, им нужно объяснить, с какой целью производятся те или иные действия: цветы могут увянуть, если их не полить, а рыбки без корма погибнут.
8) «Пока мой сын был еще не способен убирать сам, я приучала его к порядку тем, что расставляя все по своим местам, подробно описывала свои действия. «Я закрываю маркеры колпачками, чтобы они не засохли» и «я ставлю книги на полки, для того, чтобы на них не скапливалась пыль». Это было утомительно, честно скажу, но оно того стоило. Сейчас он убирает сам, и делает это с удовольствием и с осознанием пользы своих действий. Да и словарный запас у него больше, чем у сверстников», — рассказывает Эрин Дональд.
9)Никогда не доделывайте работу за ребенка, помогите ему разобраться в ситуации и довести дело до конца. В противном случае ребёнок будет считать, что можно бросить любое начатое дело.
Как организовать труд детей дома :
1)Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.
2)Обязательно хвалите за помощь. Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.
3)Старайтесь замечать склонности ребенка к тому или иному виду деятельности.
Одним детям нравятся глобальные работы — мытье пола или работы по уборке территории вокруг дома. Другим — требующая сосредоточенности и тщательности сортировка книг или игрушек. Давайте каждому свое.
Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.
4)Скучные повседневные дела можно превратить в веселые игры. Укрощение пылесоса на территории отдельно взятой детской комнаты, мытье волшебных чашек и поиски клада в сумках с продуктами, принесенными мамой из магазина, — наверняка, таких приключений в жизни твоих детей еще не было.
У Саванны Уильямс свой рецепт. «Мы играем в торнадо. Ставим таймер на 5 минут, и за это время нужно убрать все по шкафам, иначе налетит ураган и унесет все оставленные на полу игрушки. Дети с визгом носятся по комнате, стараясь успеть. У них богатое воображение, грех это не использовать».
5) Привлекайте ребенка к помощи там, где она вам действительно нужна, а не только чтобы занять или отвлечь его от шалостей.
6)Дети любят делать родителям сюрпризы. Предоставьте им такую возможность, дав понять, как тебя обрадует неожиданная помощь с их стороны. Пусть помытая тарелка, накормленная кошка и застеленная постель станут для вас таким сюрпризом.
Чего нельзя делать родителям.
1)Дети должны развиваться гармонично, так они будут чувствовать больше уверенности в своих силах и возможностях и научатся ценить труд других. Нет ничего страшного в том, что мальчик моет за собой посуду, а девочка интересуется папиными инструментами. Дети всегда открыты для экспериментов
5)Никогда не превращайте работу по дому в наказание! Все-таки убирать кровать, раскладывать игрушки по коробкам или мыть посуду нужно независимо от того, хорошую или плохую оценку в школе получил ребенок, хорошо или плохо он себя вел. К тому же система наказаний или поощрений очень быстро вырабатывает у детей определенные привычки, от которых потом очень трудно избавиться.
6)Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
Трудовое воспитание включает в себя 4 основных аспекта.
Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд на природе, ручной труд
Лайфхаки для родителей :
Трудовое воспитание детей начинается с самообслуживания: умывание, одевание, снимание и надевание одежды в определенном порядке, расстегивание и застегиванием пуговиц, складывание одежды.
В отработке навыков самообслуживания главное — следить, чтобы все процедуры выполнялись ежедневно, в должном порядке, чтобы ребенок приучался к аккуратности и соблюдению чистоты вокруг себя. Взрослые должны контролировать и помогать, а не ругать и наказывать за неумение. Пример родителей. Пожалуй, самый важный из всех принципов трудового воспитания детей дошкольного возраста
Разложите зубную пасту и щетку, полотенце, расческу по отдельным стаканчикам и пронумеруйте их. С помощью такого поэтапного органайзера дети ничего не перепутают.
Каждый родитель знает, что дети легче приобретают новые навыки, если осваивают их через игру. Даже из такого скучного дела, как чистка зубов, можно устроить своеобразный квест.
Найдите в интернете или нарисуйте самостоятельно календарь чистки зубов на месяц. Повесьте его на стену в ванной, не забудьте подготовить фломастеры, которыми ребенок дважды в день после чистки зубов будет закрашивать солнце (почистили зубы утром) и луну (почистили зубы вечером).Такой ритуал поможет малышу выработать полезную привычку. А в конце месяца можно вручить ему символическую награду за усердие.
Работа на даче — великолепная возможность не только приучить малыша к труду, но и рассказать ему о природе. Предлагайте ребё нку выполнять посильные задания: пусть он что-нибудь принесёт, польёт, подержит и даже посадит сам. Пусть у ребенка будет свой Детский огород.
1)Делайте подделки для детского сада ВМЕСТЕ с детьми!
2) Купите набор для творчества (картина-мазаика, вышивание крестиком, термо-мазаика и др)
Хозяйственно-бытовой труд. Это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность
Включите веселую музыку и под бодрые аккорды убирайте игрушки. Мажорные звуки дают нам необходимые импульсы, чтобы работать быстро и охотно. Кстати, многие взрослые люди убирают дом только под задорную музыку, таким образом они справляются с работой намного быстрее. Предложите ребенку успеть сделать определенный объем работы за одну песенку. Так у малыша появятся перспектива и конечная цель, и он будет трудиться осознанно.
«Во время уборки мы поем дурашливые песенки, которые придумываем на ходу, или рассказываем забавные истории об игрушках», — делится Криста Миллер, «Получается забавно и быстро».
Долли Фриман каждый вечер ставит своим детям одну и ту же мелодию из любимых мультиков. Это сигнал, что пора убираться. Дети с нетерпением ждут момента уборки, потому что это то время, когда они могут попеть вволю и побеситься.
Пусть у ребенка будет свой фартук, свои принадлежности для уборки (совочек, метелка)
Ребенок не понимает, зачем мыть посуду, ему не интересны тарелки и чашки, но вот пластмассовых уточек или собачек он будет купать с удовольствием. Поэтому налейте в тазик теплой водички, киньте туда несколько игрушек и положите парочку чистых тарелок. Путь малыш моет все вместе. Постепенно уменьшайте количество игрушек и увеличиваете количество чистой) посуды. Изо дня в день выполняя один и тот же ритуал, ваше чадо привыкнет, что после обеда надо что-то мыть. Тогда можно предложить ему помыть чашку или ложку. По мере взросления ребенка усложняйте задачу.
Малыши охотно соглашаются с тем, что если им самим надо спать по ночам в кроватках, то и их игрушкам тоже. «У нас есть персональное место для каждой игрушки, и оно не меняется», — поделилась Дженни Фишер.
Сшейте игровой коврик-сумку. Детям удобно играть на ярком коврике. Вы можете выбрать ткань с рисунком какого-нибудь ландшафта, городскими улицами или фантастической картой. А когда дети наиграются, просто сложите коврик в мешок и уберите игрушки одним движением