Tамара Пономаренко
Мастер-класс «Как научить детей изобретать»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Как научить детей изобретать?»
Старший воспитатель Пономаренко Т. И.
Воспитатель Евтушенко Н. Г
Главное в исследовательско – проектной деятельности – научить детей наблюдать, подмечать, мыслить, выдвигать идеи, рисовать, мастерить, играть, экспериментировать, испытывать изобретать. Изобретение – это нахождение умом. Дети, как правило, активно участвуют в поисково-познавательной, исследовательской и экспериментальной видах деятельности (перетекающих в игровые, и наоборот).
Публикация «Мастер-класс „Как научить детей изобретать“» размещена в разделах
Мы стремимся к тому, чтобы наши воспитанники не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия, пошли еще дальше того, что мы им предлагаем.
В нашем ДОУ введено занятие, которое называется «Познавательная практика», в дополнение к нашей основной программе «Детство». Занятия бывают индивидуальными и групповыми. Они проходят при участии воспитателя, затем дети применяют полученные знания и навыки в самостоятельной деятельности.
На занятиях мы учитываем ряд моментов:
•чтобы сюжет занятия развивался и продолжался в зависимости от предложений и действий воспитателя и детей;
•стараемся не сразу раскрывать все секреты, свойства, варианты предметов. Лучше, чтобы дети сами дошли до своих маленьких открытий сами;
•продолжительность и содержание занятия, степень участия взрослого корректируем с учетом возраста детей;
•содержание занятий связываем с тематическим планированием, если есть в этом необходимость;
•ведем активный и уважительный диалог с детьми, внимательно выслушиваем все ответы, предположения детей (даже самые неожиданные);
•никогда и никого не критикуем, уделяем внимание каждому ребенку, хвалим его интересные идеи, невероятные проекты.
В ходе работы мы разработали этапы интеллектуального занятия:
1. Постановка задачи -
Что мы хотим изобретать?
2. Уточнение задачи –
Что должно уметь наше изобретение?
3. Решение задачи –
Какое должно быть наше изобретение, из чего должно состоять и каков его принцип действия, чтобы оно «умело» делать то, что мы хотим от него получить?
4. Изготовление рабочего чертежа общего вида изобретения – проекта.
(Необходимо выполнять, если изобретение техническое).
5. Изготовление и испытание опытного образца.
6. Испытание опытного образца.
(необходимо выполнять, если изобретение несложно по конструкции и его можно сделать руками детей или при помощи взрослого).
Хотим познакомить вас с алгоритмом или технологией процесса изобретения :
1. Нужен предмет из которого можно сделать игрушку (игру). Когда мы видим предмет, думаем – как сделать игрушку. Но сам по себе предмет не может быть игрушкой.
2. Действия с материалом. Они могут быть разными.
Например, действия с бумагой: отрезать, сложить, раскрасить, вырезать и т. д.
3. Действия с предметом, полученным из этого материала:
Например, постучать подбросить, выпустить, прокатить, бросить и т. д.
4. Формулировка правил игры с этим предметом.
5. Испытание, т. е. проверка на практике игрушки или игры.
6. Внесение изменения в конструкцию игрушки или правила игры, если это необходимо.
Цель: познакомить участников семинара с технологией изобретения музыкальной игрушки и игрушки «Леталочка»
Оборудование: две пластмассовые трубки диаметром 2, 5см и длиной 60см, два ведра воды, пластиковые бутылки (1,5л) без пробки и с отрезанным дном, полоски бумаги 2 – 3 см в ширину и 15 – 20 см в длину.
Ход:
- Уважаемые гости, внимательно посмотрите на свои программки, и если вы нашли на ней знак вопроса, выйдите ко мне.
Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенную страну Изобреталию. Что за страна такая? Это страна, которая находится вокруг нас, и чтобы попасть в нее, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на все другими глазами – глазами исследователями, экспериментатора.
Давайте возьмемся за руки, скажем заветные слова: «Раз, два, три – в Изобреталию попади» (3 раза).
- Перед вами предмет (пластмассовая трубка диаметром 2, 5см и длиной 60см, ведро воды. Задайте себе вопрос: «Что будет, если я…» (назовите действия и выполните их)
- постучу по ней;
- прокачу по полу;
- подброшу ее вверх;
- брошу как биту;
- опущу в воду;
- посмотрю в нее вдаль;
- опущу в воду и постучу по ней;
- погружу на разную глубину.
Педагоги называют свои варианты различных действий и выполняют их.
- После каждого действия что-то происходит, иногда интересное и неожиданное. В формуле изобретения это называется положительным эффектом, в играх или экспериментировании – игровым моментом.
Педагоги проверяют, что будет происходить, если пластмассовую трубку опускать в воду с различной скоростью (быстро, медленно, если по ней постучать и т. д. Делают вывод, что появляется звук, чем быстрее опускать и вынимать трубку, тем звук сильнее, он похож на музыку.
А сейчас давайте проделаем с пластмассовой бутылкой следующее действие, погрузим ее в воду и будем постукивать по ней. Что у нас получилось?
Тоже появился звук, но звук отличается, от того что издавала пластмассовая трубка.
- Так какое мы с вами сделали изобретение? Правильно! У нас получилась музыкальная игрушка, такая же, как из пластмассовой трубки.
Спасибо вам большое за участие, вы настоящие изобретатели.
- А теперь я хочу пригласить участников для изобретения игрушки из простой полоски бумаги. Обратите внимание на программку, если на вашей программке стоит восклицательный знак, подойдите к столу. У вас на столах лежат полоски бумаги, возьмите их и ножницами закруглите концы.
- Скажите, как сделать так, чтобы полоска бумаги летала?
Участники предлагают варианты и выполняют действия. Например, взять полоску двумя пальцами правой руки, поднять руку как можно выше. Полоска должна быть расположена горизонтально по отношению к полу и перпендикулярно по отношению к играющему. Разжать пальцы и полоска полетит вниз, быстро вращаясь, по сложной траектории.
Другой вариант – зажать конец полоски пальцами правой руки, подбросить полоску как можно выше. Все свои предположения участники демонстрируют, проводят исследование, что же будет если?
- Итак, мы сделали маленькое открытие. Полоска вращается в воздухе, а почему это происходить по вашему мнению?
Педагоги высказывают свои соображения.
- Правильно. Под действием силы тяжести все предметы падают на землю, воздух при этом оказывает сопротивление. Если предмет тяжелый, то сопротивление не сказывается на его полете, если легкий, тонкий и узкий, как наша полоска бумаги, то под действием воздушных потоков предмет начнет вращаться.
- А как вы думаете, какие игры можно придумать на основе этого открытия? Посмотрите, наши дети назвали эту игрушку «Леталочка».
Давайте с вами поиграем в следующие игры с «леталочками».
«Салют»
По команде взрослого или ребенка дети запускают высоко вверх одной рукой сразу несколько «леталочек», при этом зрители должны крикнуть «Ура!».
«Кто выше запустит?
Игроки запускают свои «леталочки» вверх. Кто выше запустил, тот и выиграл.
«Орел или решка»
Играют двое с вертокрылом, на одной стороне рисуют орла (или наклеивают его изображение, на другой – цифру 1 (это «решка»).
Один игрок перед запуском загадывает, какой стороной вверх упадет на пол «леталочка» («орел» или «решка», второй игрок запускает его. Если первый игрок угадал, то второй продолжает «водить»; если не угадал, игроки меняются ролями.
«Пассажиры»
Двое или больше игроков запускают свои «леталочки» вверх. На полоску бумаги можно наклеить изображение «пассажира» (например, какого – нибудь животного). Чья «леталочка» приземлится на пол последней, тот и выиграл.
В конце игры педагог объявляет: «Выиграла «леталочка», пассажиром которой был медведь, пилот - Ваня. Полет был трудным, но пилот справился. Давайте поаплодируем ему.
Участники семинара играют в игры с «леталочками».
- А теперь придумайте свои варианты игр с леталочкой.
Участники предлагают варианты своих игр с летающей игрушкой.
- Я хочу поблагодарить всех тех, кто принял активное участие в путешествии в страну Изобреталию. Я надеюсь, что вам понравилось изобретать игрушки, делать маленькие открытия. Спасибо за участие.
Желаю творческих успехов.