Наталья Петровна Новосельцева
Конспект занятия «Изготовление русской народной тряпичной куклы «Пеленашка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Изготовление русской народной тряпичной куклы «Пеленашка»
Возраст: младший дошкольный.
Формы организации: групповая, индивидуальная
Интеграция: познание, коммуникация, музыка, социализация.
Задачи: Закреплять знания детей о народной тряпичной кукле. Научить детей делать народную куклу «Пеленашка». Закреплять навыки работы с тканью (складывание ткани пополам, сворачивание ткани в валик, перетягивание ткани нитками, заворачивание валика в пеленку, обматывание лентой). Развивать творческое воображение, эстетический вкус, вызывать интерес к изготовлению народной куклы.
Публикация «Конспект занятия „Изготовление русской народной тряпичной куклы „Пеленашка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
Методы и приемы: ситуативный разговор, беседа, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, исполнение колыбельной песни.
Материалы и оборудование: горница - комната оборудованная в русском народном стиле; столы, лавки, печь, колыбель, половики, скатерти, красный угол (икона, Библия, рушник); тряпичные куклы : Берегиня, Куколка-счастье, Ангелочек, День и ночь, Крупеничка, Пеленашка; лоскутки ткани для изготовления кукол :
• Белая ткань - 30х20
• Цветная ткань - 18х18, 13х13
• Красная нитка - 50 см
• Атласные ленты желтого и красного цвета - 50 см.
Воспитатель: Здравствуйте, детушки! Как хорошо, что вы ко мне в гости пожаловали! Рада видеть вас. Проходите, посмотрите какая у меня комната красивая. Сколько здесь всего интересного. (Дети рассматривают комнату)
Как в старину называлась такая комната?
Дети: Горница.
Воспитатель: Правильно, молодцы. В старые времена на Руси, как заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались в просторной избе на посиделки, где песни пели, хороводы водили и в игры играли, мастерили игрушки разные, вышивали, кружево плели и делали кукол из лоскутков ткани. Куклы были разные. Делали их взрослые и дети постарше. И в моей горнице есть тряпичные куклы. Давайте их рассмотрим и расскажем о них.
Какие бывают тряпичные куклы?
1-й ребенок: Куклы-обереги защищали и спасали человека от опасностей.
2-й ребенок: Куклы игровые - этими куклами играли дети.
3-й ребенок: Куклы обрядовые - этих кукол ставили в избе на видное место, совершали с ними обряды.
Воспитатель: Назовите и покажите обрядовых кукол.
1-й ребенок: Плодородие - эта кукла приносила хороший урожай
достаток в дом.
2-й: Крупеничка - главная куколка в семье. Крупеничку наполняли гречкой или пшеницей. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу.
Воспитатель: Назовите и покажите игровых кукол.
1-й ребенок: Птица. Птичку привязывали над детской кроватью, и ребенок играл с нею.
2-й ребенок: Подружка - плакушка. С этой куклой играли только девочки, меняли ей наряды, заплетали косички.
3 -й ребенок: Детская утешница. Когда ребенок сильно плакал, ему показывали эту куколку, угощали конфетами, и он успокаивался.
Воспитатель: Назовите и покажите обереговых кукол.
1-й ребенок: Куколка Счастья - маленькая девочка с длинной косой. Приносит счастье, здоровье, удачу.
2-й ребенок: Берегиня - эта куколка оберегает человека от болезни.
3 -й ребенок: Ангелочек - эту куклу дарили ребенку на именины. Она отгоняет плохие сны, охраняет ребенка.
4-й ребенок: Перевертыш - кукла-оберег для девушек и женщин.
Воспитатель: Посмотрите, у всех кукол нет глаз, носа, рта. Они безлики. Что это значит?
Дети: Они без лица.
Воспитатель: Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить человеку.
Ой, ребята, мы забыли еще про одну куколку рассказать. Слышите, кто это плачет?
Дети: Это маленький ребеночек плачет. (Мастерица и дети подходят к люльке, где лежит Пеленашка).
Воспитатель: вот об этой куколке мы не рассказали. Как она называется?
Ребенок: Это Пеленашка, кукла-оберег, она оберегает маленьких детей от всего плохого.
Воспитатель: Ты извини нас куколка, что мы про тебя забыли. Ребята, что мы можем сделать, что бы куколка не плакала?
Дети: Можем пожалеть ее, покачать.
Воспитатель: А можем мы сделать для нее таких же куколок-пеленашек, что бы ей не было грустно?
Дети: Да, можем.
Воспитатель: Ну, тогда за работу. Сейчас мы с вами будем делать куколок-пеленашек. (Воспитатель подходит к столу, где лежат лоскутки ткани, нитки). Ой, тут не все лоскутки и ленточек нет. Может быть, они потерялись? И узелок волшебный пропал (воспитатель ищет узелок). Нет нигде, что же делать? (Заходит домовенок Кузя с узелком в руках).
Кузя. Здравствуйте, я домовой Кузьма, охраняю дом, и во всем люблю порядок. Это ваш узелок?
Воспитатель: Да, мой, я его потеряла.
Кузя: (подает узелок воспитателю). Возьмите, больше не теряйте. А что там лежит?
Воспитатель: Сейчас покажу (развязывает узелок, выкладывает на стол лоскутки ткани и ленты)
Кузя: Тряпочки, ленточки, зачем это вам?
Воспитатель: Кузенька, а мы сейчас с ребятами будем делать куколок из ткани. Оставайся с нами мы и тебя научим.
Кузя: С удовольствием останусь.
Воспитатель: А теперь Кузенька, помоги мне, пока я деткам буду рассказывать, как куколок делать, ты разложи ленточки и лоскутки на столе.
А вы ребята, посмотрите и послушайте, как куклу будем делать.
Беру полоску белой ткани, складываю пополам и туго сворачиваю в валик. Валик крепко перетягиваю красной ниткой, потому что красный цвет - защитный, оберегающий. Затем на валик одеваю косыночку. Теперь заворачиваю валик в пеленку и обматываю ленточкой. Пеленашка готова.
Ну а теперь вы мне расскажите, с чего работу будете начинать (дети рассказывают порядок изготовления куклы).
Молодцы, все запомнили. Проходите на места и приступайте к работе (по ходу работы мастерица подходит к детям, помогает).
Ребята, покажите ваших кукол.
Кузя: Какие красивые куколки получились, молодцы. И я тоже от вас не отстал, посмотрите какая у меня куколка.
Воспитатель: Молодец, Кузя. Хорошо постарался. Ребятушки, повторите еще раз как называются куколки.
Дети: Пеленашки.
Воспитатель: Молодцы, потрудились вы на славу! Ну, а теперь и отдохнуть можно. Давайте споем для наших куколок колыбельную, покачаем их. (Дети после исполнения песни кладут кукол в колыбель).
Ребята, посмотрите Пеленашка больше не плачет, а почему?
Дети: Потому что мы сделали ей много подружек и спели колыбельную песню.
Кузя: Хорошо у вас, но пора мне домой возвращаться. До свидания! (Кузя уходит).
Воспитатель: Ребятушки, понравилось вам у меня в гостях?
Дети: Да, понравилось, много интересного узнали.
Воспитатель: Вот и нам пора прощаться, вам домой возвращаться!