Наталья Просветова
Мастер-класс. Изготовление игрушки-сувенира в технике папье-маше «Весёлая семейка. В гостях у матрёшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс. Изготовление игрушки-сувенира в технике папье-маше
ЦЕЛЬ: познакомить и привлечь внимание детей к русской народной игрушке – матрешке; прививать любовь к прекрасному, к русской народной песне; учить любить Родину, природу, свой народ.
ЗАДАЧИ:
– познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой – матрешкой; активизировать словарь (сарафан, фартук, платок, русская матрешка).
Публикация «Мастер-класс, Изготовление игрушки-сувенира в технике папье-маше „Весёлая семейка, В гостях у матрёшки“» размещена в разделах
- Игрушки
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Конструирование, поделки
- Папье-маше
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2016
– развивать интерес к народному творчеству; развивать творческие способности детей через приобщение к народному искусству; развитие эстетического восприятия и воображения; развитие мелкой моторики; формирование эмоциональной отзывчивости на восприятие деревянной матрешки, как символа русского народного искусства.
– воспитывать любовь и бережное отношение к народной игрушке; воспитывать уважение к народным традициям, усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца; приучать к аккуратности в работе.
Познавательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».
Оборудование: игрушка-матрешка, домик для матрешки, заготовки игрушек-матрёшек из папье-маше, рисунки и фотографии матрешек, краски, ватные палочки, салфетки, фонограмма русской народной песни, презентация «Весёлая семейка».
Предварительная работа: чтение потешек, загадок; рассматривание иллюстраций и чтение стихов об игрушках.
«Матрешка»
Словно репка она крутобока
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Как две радуги выгнуты брови.
Губы - мака пунцовый наряд,
И румянцем, свежее моркови,
Глянцевитые щеки горят.
Так же с третьей, четвертой и пятой -
Вынимай их одна за другой!
Пусть становятся в ряд, что солдаты
Рдеют щеки и брови - дугой.
Бус цветистых на них мы нанижем,
А милей они чопорных дам,
И дивятся им Лондон с Парижем.
И, должно быть, завидуют нам.
Всеволод Рождественский
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети: Да, любим!
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому – догадайтесь сами.
Послушайте загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Отгадайте вторую загадку:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может - шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская ….(матрёшка).
Воспитатель: Правильно, это матрешка. Живет она в городе, который называется Семеново.
А попасть туда мы сможем с помощью машины времени
Ну что, вы готовы?
Дети: Да.
Включается музыка
Воспитатель:
Посмотрите какой красивый дом
Кто же в этом домике живёт?
(звонок в дверь. Из домика выходит матрешка, начало диалога).
Воспитатель: Здравствуйте!
Матрёшка: Здравствуйте, ребята!
(Воспитатель и дети здороваются).
Воспитатель: А Вы кто?
Матрёшка:
Я матрешечка, я круглешечка!
Я в деревне родилась, я на славу удалась.
Щечки пухленькие, сама кругленькая,
А на голове платок, словно яркий цветок.
Воспитатель:
Матрешка, а с кем Вы живете в таком красивом домике?
Матрёшка:
Не одна я в домике живу, а с подружками своими.
(на экране появляется игрушка – матрешка).
Воспитатель:
Да где же они, подружки твои?
Ребята, вы знаете, где найти подружек матрешки.
Дети: Нужно матрешку раскрыть и подружек достать.
На экране появляются матрёшки
(и воспитатель раскрывает игрушку и достает матрешек).
Воспитатель:
Ребята, посмотрите как они похожи друг на друга
(Расставляет всех матрешек на столе).
Воспитатель:
А расскажите нам пожалуйста, как появилась первая матрешка.
Матрёшка:
Появилась первая матрешка в России очень давно. Матрёшка знаменитая русская игрушка, которая родилась более 100 лет назад. Однажды русским мастерам попала в руки японская кукла – фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились мастерам и послужили прообразом матрёшки. Раскроешь меня, а там еще такая же игрушка, но чуть поменьше, раскроешь вторую, а там третья – меньше второй. Мастера переодели меня в русский сарафан с фартучком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали мне глазки, на щечках румянец. И назвали меня старинным русским именем – Матрёна, ныне Матрёша.
(Привлечь внимание детей на то, как одета матрешка)
Воспитатель: Мастера постарались, одели матрешку нарядно.
(Рассматриваем одежду, активизируя словарь детей: сарафан, фартук, платок, русская матрешка).
Воспитатель:
Уважаемая Матрёна мы сегодня с ребятами покажем тебе и нашим гостям, новую технологию изготовления игрушки-сувенира
Матрёшка: Интересно? Не деревянную?
Воспитатель: Нет
Матрёшка: А так из чего вы будете делать моих подружек?
Воспитатель: Из Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги, эта техника доступна всем
Матрёшка: хорошо, я с удовольствием посмотрю
Воспитатель:
А теперь, ребята, я приглашаю вас в нашу мастерскую.
Вот и вы сейчас станете художниками. Только прежде чем приступить к работе, нам нужно пальчики размять.
Пальчиковая игра
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали
Вот и пальчики размяли.
А сейчас, мастера,
За работу всем пора.
Воспитатель:
Друзья мои давайте покажем, шаг за шагом, рождение игрушки сувенира
-бумага и клейстер (клей ПВА)
-черновая болванка
-шлифование болванки
-грунтовка
-нанесение рисунка платка и фартука карандашом
-покрасить в нужный цвет
-нанести рисунок на покрашенную матрёшку
-роспись
(дети украшают матрешкам платочек и фартук. Рисование ватными палочками, кистями и зубочистками).
Физкультминутка.
Хлопают в ладоши дружные матрешки (хлопают,
На ногах сапожки, топают матрешки (топают,
Влево, вправо наклонись (наклоны влево, вправо,
Всем знакомым поклонись (дети кланяются,
Девчонки озорные, матрешки расписные (кружатся,
В сарафанах ярких, пестрых (приседают,
Вы похожи словно сестры (качают головой).
… Ой, какие матрешки получились красивые. Хорошие мастера получатся из вас.
Молодцы, ребята! Матрешка, а тебе понравилась работа наших ребят?
Матрёшка: Да. Очень.
Воспитатель: Дети, вам понравилось в гостях у матрешки?
Дети: Да.
Подведение итога занятия
Воспитатель:
Прошло много лет, а матрешка до сих пор любимая игрушка малышей. Она украшает наши дома, является символом нашей страны. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Ребята, давайте поблагодарим матрешку за гостеприимство и дружно скажем: «До свидания».
Матрёшка:
А теперь пришла пора
Нам прощаться, детвора.
Без меня тут не скучайте,
Обо мне вы вспоминайте.
Напоследок вам, друзья,
Я гостинец принесла.
До свидания, ребята!
До новых встреч, друзья!
(достать подарки (конфеты в виде матрёшек) из сувенирной матрёшки и вручить детям)
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться.
Спасибо друзья за интересное занятие!
Приложение 1.
Пошаговая инструкция по росписи матрешек
1. Для начала нам нужно будет сделать эскиз карандашом на заготовке.
2. От макушки и до самого низа проводим вертикальную деталь (это необходимо для симметрии).
3. Начинаем расписывать матрёшку с лица (контур должен находиться выше шеи, а снизу и сверху должно остаться место для платка). Намечаем верхний и нижний края платка (верхний должен совпадать с лицом, а нижний – закрывать шею).
4. Намечаем дальше руки матрешки (на ваше усмотрение они могут быть либо согнуты, либо опущены).
5. После того, как мы закончили эскиз, можем начинать выполнение его в цветах, которые целиком и полностью зависят от вашей фантазии.
6. Теперь намечаем узоры уже на матрешке (сделайте это сначала карандашом). Когда рисунок готов, мы можем приступать к росписи.
8. Для росписи матрешки нужна недюжинная фантазия и внимательность, поскольку огромное количество элементов требует очень скрупулезного подхода к самому процессу.
9. Последним этапом росписи является оживка, которая предполагает прорисовывание самых мелких деталей.
Наша матрешка готова!
***
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столах у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
У наших матрёшек
Дом большой, хороший.
В этом доме пять дверей,
Пять светлиц для дочерей.
В каждой светлице
Сидит по девице.
Сидят матрёшки,
Глядят в окошки.