Светлана Геннадьевна Ситникова
Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в ФЭМП у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Использование театрализованной деятельности в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Слайд 2
Участники: педагоги.
Публикация «Мастер-класс „Использование театрализованной деятельности в ФЭМП у дошкольников“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Цель: Расширение знаний педагогов о пользе использования сказочного сюжета с математическим содержанием в формировании элементарных ма-тематических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить с методами и формами работы использования театрали-зованной деятельности в формировании элементарных математических представлений дошкольного возраста;
Слайд 3
Актуальность:
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют воз-растающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Математика занимает особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры.
Всем известно, что дошкольный возраст – возраст сказки, когда ребе-нок проявляет сильную тягу ко всему необычному, чудесному. Именно они могут помочь нам вызвать у детей интерес к математике.
Поэтому мы считаем театрализованную деятельность одним из важных средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников. При этом мы решаем следующие задачи:
• Развитие математических представлений посредством создания ска-зочных ситуаций;
• Развитие математического мышления, фантазии;
• Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
• Воспитание активной творческой личности.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, геометрическими фигурами, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Ход мастер-класса
1. Вступительная часть
Слайд 4
"Театр – это волшебный край,
В котором ребёнок радуется, играя,
А в игре он познаёт мир".
С. И. Мирзляков
Огромная роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Элементы театральной математики, маскируют ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей.
Слайд 5
Виды театров используемых в ФЭМП
Уже с младших групп мы знакомим детей со сказками и конечно же обыгрываем их (кукольный театр, теневой, настольный театр). В каждой группе найдутся сказки «Репка», «Теремок», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят». У детей уже с самого раннего детства на слуху понятия о числах, цифрах и количестве, которые должны далее развиваться в старших группах.
Используя настольный театр и кукольный театр би-ба-бо по сказкам «Три медведя», «Репка», «Колобок» дети закрепляют умения определять пространственное расположение предметов (справа, слева, впереди, сзади).
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Слайд 6
Вместе со сказкой изучаем геометрические фигуры.
Чтобы закрепить знания детей о геометрических фигурах, их качествах: цвете, форме, величине мы предлагаем отправиться в сказку, где живет ба-ба Яга, которая никак не может попасть в свою избушку. И дети с большим интересом ищут ключ в коробках с блоками Дьенеша, используя коды геометрических фигур. Использование фланелеграфа также помогает закреплять представления о геометрических фигурах напр. по сказке «Курочка ряба» и «Теремок». (моделирование сказки из геометрических фигур)
Слайд 7
На основе сказки можно учить детей составлять интересные задачки, выдумывать считалки, загадки на содержание сказки. Например:
Сказка: "Теремок".
Задачка: Жила была лягушка-квакушка, потом прибежала мышка, за ней прискакал зайчик. Сколько животных стало жить в теремке?
Сказка: "Гуси-лебеди"
Задачка: На яблоньке росло 5 яблок. Она попросила девочку с братцем съесть два яблочка. Сколько осталось яблок на яблоньке.
Интересны детям задания на придумывание считалок.
Один – лиса,
Два – козел,
Три, четыре, пять
Начинай считать опять.
Медвежата шли тропинкой
Увидали сыр в корзинке
Один, два, три –
Поровну дели.
Они учат думать, фантазировать и самое главное идет закрепление счета, усвоение арифметических операций сложения и вычитания.
Слайд 8
Математическая сказка «Коза с козлятами»
Цель: Отрабатывать навык счёта чисел от 1 до 7; закреплять способ об-разования чисел от 1 до 7
Поиск клада кота Матроскина по карте - схеме
Цель: Развивать словесно-логическое мышление; развивать пространственные отношения (слева, справа, вверх, вниз, выше, ниже);
Слайд 9
При обучении детей элементарным математическим представлениям, мы часто используем такую форму занятий, как занятия-путешествия. Мы вместе с детьми отправляемся в сказку на помощь какому-либо сказочному герою, где нас ждут интересные задания.
Еще один методический прием, который мы используем в своей работе – это игры-соревнования. Дети делятся на две команды, каждой из которой задаем различные математические вопросы по сказке. Причем у каждой команды своя сказка. Такие игры проходят очень эмоционально и решают ряд задач как математического характера, а так же показывают знание детьми содержания сказок.
Слайд 10
ФЭМП посредством сказки
К театрализованной деятельности относятся различные развлечения и вечера досуга. Развлечения с использованием математического материала способствуют развитию познавательной деятельности детей : аналитическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, пространственное вооб-ражение. В процессе развлечения дети закрепляют полученные знания, умения и навыки. Причём всё это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает еженедельные занятия по развитию элементарных матема-тических представлений. Музыка, песни, стихи, красочные пособия и раз-личные атрибуты доставляют детям радость, развивают эстетические чувства.
Драматизация сказки «Репка», математический бал "Алиса в стране ма-тематики"
Слайд 11
Взаимодействие с родителями:
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учре-ждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - дли-тельная работа, которая требует участия родителей.
Мы даём советы родителям по организации театрализованной деятельности дома, консультации для родителей :«Поиграйте с ребятами в сказ-ку!», «Чаепитие в сказочном лесу», «Дети и театр», «Обучение дошкольников математике в условиях семьи»;
Проводим анкетирование родителей с целью изучения мнения о ФЭМП с использованием сказочных персонажей. ;
- Совместные творческие мастерские по изготовлению декораций, костюмов, дидактических, настольно-печатных игр, пособий для ФЭМП посредством сказки и обогащение предметно-развивающей среды группы.
Слайд 12
Выводы по ФГОС:
Наши наблюдения показали, что на занятиях по математике возросла мыслительная активность детей, что выражается в увеличении количества задаваемых вопросов и инициативных высказываний, снижении утомляе-мости, не смотря на усложнение материала. Изменился и эмоциональный фон: дети чаще улыбаются и смеются, рассказывают в конце дня родителям о занятии математикой как об интересном и радостном событии своей жизни. У старших дошкольников появляется представление о себе как о человеке, знающем больше, чем ему «положено» по возрасту. И в целом, мы считаем, наша работа с использованием театральной деятельности способствовала развитию творческой личности.
Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть о себе высокого мнения. Успех в учении вдохновляет его на но-вые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.
Надо только почаще смотреться как в зеркало, в удивительные детские глаза.
"Математику мы любим, знания со сказкой получим!"
Слайд 13
Спасибо за внимание