Элита Узуева
Мастер-класс для педагогов «Интеллект-карты в деятельности учителя-логопеда»
Мастер-класс «Применение «Интеллект-карт» в деятельности
учителя-логопеда»
- Здравствуйте, коллеги. Сегодня на этом мастер-классе я хочу вас познакомить с опытом применения интеллект-карт в деятельности учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.
- Я предлагаю работать по следующему плану (Слайд 2) :
Погружение Теоретическая часть Практическая работа Рефлексия
-У нас получился план нашего мастер-класса – это тоже интеллект-карта линейная.
Постановка проблемы (погружение) (Слайд 3)
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Интеллект-карты в деятельности учителя-логопеда“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Дети с ТНР имеют специфические нарушения развития речевых навыков, а также особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации.
Перспективным направлением совершенствования работы с воспитанниками с ТНР является использование «интеллект-карт», т. к. они полны достоинств. Интеллект-карта освобождает процесс коррекции от излишней вербализации, снижает нагрузку на ребенка и способствует личностному росту воспитанников, развивая их самостоятельность.
Теоретическая часть (слайд 4)
Интеллект-карта - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации
Интеллект-карты разработка Тони Бьюзена, известного английского деятеля в области психологии обучения и развития интеллекта.
Профессор РАЕН Васильева Е. Е. создала русскую версию интеллект-карт добавив в них ТРИЗ, мнемотаблицы и инструменты тайм-менеджмента.
Для работы с дошкольниками метод интеллект-карты был адаптирован кандидатом педагогических наук Валентиной Михайловной Акименко, которая предложила использовать его для развития связной речи детей.
Ознакомившись с этими источниками и опытом использования интеллект-карт в дошкольных учреждениях, я стала использовать интеллектуальные карты в своей работе
Вариативность использования интеллектуальных карт определяется в зависимости от (Слайд 5) :
- участников создания интеллект-карт (педагог, педагог в совместном взаимодействии с воспитанниками, дети вместе с родителями, ребенок самостоятельно);
- поставленных задач;
- индивидуальных способностей детей;
- типа занятия;
- формы организации детей.
Составление интеллект-карт проходит в несколько этапов:
1. Определение объекта изучения. Выбирается объект изучения. Как мы уже говорили интеллект-карты бывают линейными, когда объект располагается слева и радиальными, когда объект – в центре листа.
2. Построение интеллект-карты. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в стороны (радиальная карта) либо продолжают линию (линейная карта). Образец линейной карты – это план нашего мастер-класса.
Интеллект-карта наполняется рисунками, символами и другой графикой, ассоциирующиеся с ключевыми словами. Наносятся стрелки.
Главное правило: «НИКАКИХ ПРАВИЛ».
Максимально свободно выражайте свои идеи. Будьте творческими. Чем меньше вы будете себя ограничивать, тем лучше получится карта.
3. «Реконструкция и ревизия» - карта, она живет. Она пересматривается, может дополняется стрелками, картинками, всем тем, что необходимо.
Практическая часть:
- составьте интеллект-карту по заданию, которое лежит у вас на столе. «Зашифруйте» предложенные вам текст с помощью картинок и символов так, чтобы было понятно всем участникам.
Время работы 5 минут.
Работа с аудиторией
- Вспомните чистоговорку, интеллект-карту которой вы видите.
- Какое правило нарисовано на этой интеллект-карте
4. Презентация результата. Представьте свои результаты.
Сведение в единую интеллект-карту.
-Составление интеллект-карты работа не одного дня или занятия, все зависит от объекта изучения. Карта переносится в группу для дальнейшего проживания или оформляется как детская документация.
Рефлексия
Обращаю ваше внимание на план-карту, которую мы составили. Нам осталось выполнить последний этап – рефлексия.
Я предлагаю вам с помощью символов изобразить своё отношение к тому, что вы сегодня узнали.
Получилась карта оценивания мастер-класса.
Спасибо вам за работу.