Абросимова Елена
Мастер-класс для педагогов «Интеллект-карты как средство поддержки инициативы детей дошкольного возраста»
Мастер-класс «Интеллект- карты, как средство поддержки
инициативы детей дошкольного возраста»
СЛАЙД 1
Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения.
СЛАЙД 2
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Интеллект-карты как средство поддержки инициативы детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
-это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей,
-активизируется память и мышление, детская инициатива.
-применяют в реализации проектной деятельности
Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума".
Использование интеллект карт - это сбор материала о предмете или объекте и создание в ходе обсуждения предмета или темы.
СЛАЙД 3
Новизна моего опыта заключается в том, что освоить интеллект -карту способны дети с разными возможностями. Интеллект-карты дети заполняют самостоятельно, проявляют инициативу по заполнению карты что, как, и где нарисовать, выбирают способ работы рисунок, коллаж, условные обозначения и т. п., у них формируется привычка соблюдать общепринятые правила, умение работать в команде, договариваться.
Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры. В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
СЛАЙД 5
На примере покажу общие требования к составлению интеллект –карты :
• В центре бумажного листа обозначьте тему с помощью рисунка или картинки. Затем организуйте с детьми диалог. Задавайте вопросы и зарисовывайте на карте информацию, которую они вспомнят по теме.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
В ходе обсуждения предлагайте детям по очереди дополнять интеллект-карту новым рисунком или картинкой.
Важно, что, добавляя в интеллект-карту новые образы, дети видят и то, что он или другой воспитанник зафиксировал ранее. Благодаря этому он вспоминает предыдущий материал, видит направление своей дальнейшей деятельности.
Мы начали составлять интеллект – карты в средней группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. В конце лета, ребята соорудили достаточно сложные интеллект – карты, такие как: круглый год, домашние животные.
Готовую карту предлагается «прочесть» коллективно, либо индивидуально. Таким образом, полученная информация систематизируется, обобщается и предстает перед детьми уже в виде готового рассказа, созданного ими самими.
СЛАЙД 6
Последовательность работы при составлении интеллект- карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:
Например: мы хотели бы составить карту по теме «осень». Что мы знаем об осени?
1. Какая бывает осень?
2. Какие месяцы осени вы знаете? Что происходит в сентябре (желтеют листочки, серые облака, В октябрь (ветер срывает листья, цветы вянут, В ноябрь (листья все облетели, небо в синих тучах, идут долгие холодные дожди со снегом)
3. Как одеваются люди с наступлением холодов?
4. Что происходит с птицами? Какие птицы улетают в теплые края?
5. Какой урожай собирают люди в саду? На огороде? Что можно приготовить из овощей, из фруктов?
6. Что происходит с животными? Кто из зверей уходит в спячку? Кто меняет свою шубку?