Марина Адамова
Мастер-класс для педагогов «Игры и игровые упражнения как действенный способ самовыражения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть, на моем мастер классе «Игры и игровые упражнения как действенный способ самовыражения детей дошкольного возраста».
Свое выступление начну с высказывания В. А. Сухомлинского:
«Духовная жизнь ребенка полна
лишь тогда, когда он живет
в мире сказок. творчества,
воображения, фантазий, а без
этого он засушенный цветок»
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Игры и игровые упражнения как действенный способ самовыражения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Все родители мечтают о том, чтобы их малыш вырос яркой и неординарной личностью, настоящим творцом своей жизни. Однако мечту от реальности отделяет не один шаг и для того, чтобы она осуществилась, педагоги должны активно участвовать в творческом развитии ребенка. Прежде чем задатки превратятся в таланты и способности, пройдет немало времени.
Современный этап развития общества характеризуется становлением образования нового типа, смыслообразующим фактором которого выступает идея воспитания человека культуры, «человека-созидателя», «человека-творца», способного позитивно и конструктивно подойти к решению актуальных жизненных проблем.
Дошкольное детство – период, в процессе которого происходит становление личности, закладываются его основные личностные качества, характер и психические особенности. Высокая природная активность детей обеспечивает их быстрое развитие.
Самовыражение является способом, который помогает ребенку заявить о себе окружающим, реализовать себя. Под самовыражением детей дошкольного возраста понимают возрастное проявление самостоятельности в творческой деятельности.
Работая с детьми, я обратила внимание на то, что ребята очень часто затрудняются проявлять творчество, фантазию и воображение на занятиях по физической культуре. Они стремятся правильно выполнять упражнения, проявляют интерес к определенному виду движений, различным играм, имеют представление о здоровом образе жизни; но при этом с трудом переносят накопленные знания в самостоятельную игровую деятельность, нередко испытывают затруднения и не стремятся к импровизации.
Привыкая к тому, что педагог предлагает готовый двигательный материал, дети не всегда могут самостоятельно создавать варианты движений. Отсюда вытекает проблема воспитания творческой личности. Поэтому сегодня рассмотрим творческий процесс на занятиях по физической культуре.
Игр и упражнений на развитие творческих способностей существует множество. Для того чтобы занятия приносили эффект, а малыши не терялись в правилах, достаточно выбрать пару – тройку игр и упражнений, постепенно усложняя и дополняя их. Когда дети полностью освоят предложенные задачами и наверняка начнут терять интерес, список игр следует сменить, открывая для ребенка новые вершины, к покорению которых нужно стремиться.
Предлагаю проверить ваши творческие способности. Вставайте все в круг и начнем мы практическую деятельность и экспериментирование в процессе физкультурного занятия.
Активно использую нетрадиционные формы проведения вводной части физкультурного занятия. В форме двигательной разминки предлагаю музыкальную нарезку, входе которой вам необходимо выполнять разнообразные виды ходьбы и бега. Слушаем музыку и импровизируем.
Ходьба и бег.
Неотъемлемой частью физкультурных занятий являются подвижные (игры высокой, средней и малой подвижности) и спортивные игры.
Подвижная игра «Летчики».
Развитию творческих способностей у детей способствуют такие игры как : «Сделай фигуру», «Слушай, танцуй», «Запомни и повтори», «Эхо», «Приветики», «Озорные гномы». В развитии творческих способностей помогает включение двигательного воображения, подражание животным, сказочным героям. Дети очень любят перевоплощаться в знакомые образы. В создании образа необходимо использовать пластику движения, мимику лица, передать голосом характер персонажа. Развитие творчества стимулирует и использование музыкального сопровождения.
Предлагаю игру «Море волнуется».
Еще одним простором развития творческих способностей для меня является заключительная часть наших занятий. Здесь я активно использую игры с пиктограммами «Эмоции», ребята выполняют такие упражнения :
• Какое настроение на рисунке?
• Попробуйте изобразить!
• Один ребенок изображает, другие угадывают.
• Догадайтесь, почему у него такое настроение? Как можно помочь?
Очень нравятся детям упражнения с элементами психогимнастики: «Штанга», «Шалтай – Болтай», с визуализацией «На берегу моря», и другие упражнения на релаксацию по представлению, здесь я предлагаю ребятам самим придумывать варианты фантазий.
Игра «Насос и мяч», «Тень».
Подводя итог, хочется сказать, что все выше перечисленные виды деятельности способствуют развитию творческих способностей, самостоятельности и инициативы.
Поэтому важно использовать их для позитивной социализации дошкольников.
Мастер-класс для педагогов в ДОУ подошел к завершению. И прошу вас оценить его, если вам все понравилось, и материал, который был предложен интересен, и вы будете использовать в работе, то похлопайте; если данная тема вас не заинтересовала, то потопайте.
Литература:
1. М. И. Чистякова Психогимнастика. М., 1990г.
2. О. М. Гребенникова Методика физического воспитания детей дошкольного возраста с направленностью на развитие творчества. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. СПб, 1998
3. Э. Я. Степаненкова Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995. № 12.