Альбина Сонцова
Мастер-класс «Игротерапия как средство коррекции поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги, мне приятно видеть вас на своём мастер-классе.
Маленький ребенок разговаривал с мамой, и мама сказала:
- Никогда не забывай, что нужно помогать другим.
И ребенок спросил:
- А что тогда будут делать другие?
Естественно, мама ответила:
- Они будут помогать другим.
Ребенок задумался:
- Это какая-то странная игра, зачем нужно все так усложнять и сдвигать?
Не надо ждать когда тебе помогут другие, начни помогать себе сам!
Мы наблюдаем, что у многих современных детей всё чаще встречаются нарушения в поведении.
Темочки:
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Чаще всего эта категория детей осуждается и отвергается нами,- взрослыми. В тоже время, только взрослый, может понять и принять ребёнка, дать ему возможность почувствовать внимание к своему внутреннему миру, и помочь справиться со своими негативными эмоциями и чувствами.
Основным методом, используемым в моей работе, является игротерапия.
Игротерапия- метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.
Моя цель в игротерапии - не переделывать ребенка, не менять его, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой, помочь осознать свои достоинства и недостатки.
В своей работе соблюдаю следующие принципы:
- Принятие ребёнка таким, какой он есть;
- Нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
- Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;
- Начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;
- Игра не комментируется взрослым;
- В любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации. И вот сегодня, я приоткрою перед вами завесу в стране Игралия, и вы сами убедитесь, как важно научить детей взаимодействовать друг с другом, научить помогать себе самому!
Игра-приветствие:
Приветствие:
Прежде чем начать, нашу совместную, творческую работу я предлагаю вам поприветствовать друг друга.
У каждого из нас есть имя данное родителями от рождения. У каждого из нас есть положительные черты характера, которые помогают нам справляться с трудностями, жить с радостью.
Ваша задача: на 1-ю букву своего имени найти в себе положительную черту характера. 1-й участник называет себя и свою положительную черту, а второй повторяет имя и черту характера первого участника и добавляет своё имя и т. д. по принципу снежного кома. Последний участник называет всех.
Начну я –Альбина- аккуратная….
Теперь когда мы друг друга поприветствовали и настроились на совместную работу, у нас появилась уникальная возможность окунуться в мир детства. И добрый волшебник нам в этом поможет. У меня есть его волшебный колпачок и мы с вами будем помогать друг другу. Со словами : «Колпачок я надеваю и в ребёнка превращаю», будем надевать его по очереди друг на друга». (музыка)
Вот мы и превратились в детей и попали в сказку.
В одной стране жила-была маленькая принцесса, такого же возраста как и вы. И всем она была хороша- белолица, красива. Но никто не хотел с ней дружить, не было у неё друзей, а всё потому, что была она капризна, строптива, на язык не сдержанна, легко могла и обидеть.
Быт может так и продолжалось бы и дальше, но в один прекрасный день, заглянул к ней волшебник. И спросил: «Почему она такая грустная? И не требуется ли ей помощь? Задумалась принцесса- в этот день принцессе особенно было одиноко, и поведала она ему свою историю.
Выслушав принцессу, волшебник произнё с: «О, я могу тебе помочь. Если ты захочешь, я отправлю тебя в город Мастеров. Когда ты научишься их искусству, то у тебя обязательно появятся друзья».
А поможет тебе найти дорогу в город Мастеров-волшебный клубочек.
Поблагодарив волшебника, принцесса отправилась в путь. Давайте и мы пойдём, вместе с ней.
А чтобы нам не заблудиться, давайте будем передавать клубочек друг другу, и,разматывая нить рисовать свой рисунок, создавая дорогу, по которой принцесса будет идти вместе с нами….
(Это могут быть и деревья, дома, клумбы, горы, цветы).
Ребята давайте посмотрим, что же нам встретится в пути? (перечисление).
Дорога была длинной,и мы дружно, все вместе прошли этот путь.
И вот, мы в городе Мастеров.
Нас встречает Мастер-внимание, он научит нас, быть внимательными.
Мастер приготовил задание, оно находится в шкатулке. Что это? Карты.
Техника:"Сочинение историй с помощью игральных карт»
А, ребята, нам с вами предстоит сочинить сказку, для этого мы будем использовать игральные карты. Когда наступит очередь каждого из участника, он откроет 2 карты, и используя числа и фигуры на картах -начнёт свой рассказ. А, следующий, продолжит, также взяв 2 карты и т. д.
Психолог начинает игру и задаёт тон развития сюжета. Молодцы, от того, что вы были внимательны друг к другу, у нас получилось сочинить сказку.
А чтобы мы не забыли, то, чему научил, нас мастер, посмотрите на экран в подарок мы получаем синий кристалл- цвета моря.
Мы отправляемся дальше, и кто же нас встречает- давайте посмотрим на экран.
Нас встречает Мастер- по укрощению злости, он будет учить нас, вместе с принцессой справляться со злостью.
Техника «Ноги топают»
Покажите пожалуйста, какое выражение лица у вас тогда, когда вы сердитесь. Посмотрите друг на друга, запомните. Возьмите чистый лист бумаги, и в верхней части листа, нарисуйте пиктограмму злости. Дальше, мы берём карандаш, любой, какой вам нравится и обводим свои ступни ног. Кладём листок на стол.
Ребята, очень важно научиться давать выход чувствам раздражения и злости, чтобы они не мешали нам продолжать играть или заниматься. И лучший способ это сделать - потопать изо всех сил ногами, чтобы прогнать свою злость. Давайте сделаем это… Что вы почувствовали? Ваши ощущения, говорят вам, что вы смогли избавиться от злости, раздражения.
Давайте теперь успокоимся, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов.
Когда злость ушла. Какими мы стали? Давайте изобразим это на своих лицах. И внизу листа нарисуем пиктограмму радости, спокойствия.
Ребята свои рисунки оставим мастеру.
А чтобы, мы не забыли, чему научил нас мастер, посмотрите на экран в подарок получаем красный кристалл- цвета огня.
Мы отправляемся дальше…Кто же нас встречает? Посмотрите на экран…
Нас встречает Мастер- чувств, который научит нас понимать состояние другого человека, и покажет какие чувства могут жить в каждом из нас.
Техника раскрашивания фигур мальчика и девочки.
«Для этого я предлагаю вам раскрасить этот контур девочки так, чтобы можно было понять, что она чувствует. При этом ориентируйтесь на следующие цвета:
«Эмоциональная грамотность»
Давайте рассмотрим, какие же чувства живут в ваших рисунках.
Вы заметили, что в одном человеке могут жить сразу несколько чувств- радость, злость, грусть. Ребята, свои рисунки вы можете взять с собой, быть может вы покажите своим родителям, или оставить их на память мастеру.
А чтобы мы не забыли, чему научил нас мастер, посмотрите на экран, в подарок получаем-розовый кристалл- цвета доброты.
Мы отправляемся дальше… Давайте посмотрим кто же здесь нас встретит?
Нас встречает Мастер-спокойствия, он научит нас как можно восстановить силы, когда мы очень устаём.
Упражнение «Тихое озеро»
Сядьте в удобное положение, вы можете закрыть глаза, а, можете смотреть на экран и любоваться тихим озером.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце светит ярко, и это помогает вам чувствовать себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…Насладитесь этим ощущением, захватите это чувство с собой, возвращаясь к нам…
А теперь откроем глаза, мы хорошо отдохнули, набрались сил и пусть приятные ощущения будут с нами в течении всего дня.
Подарок: А чтобы мы, не забыли, чему научил нас мастер, посмотрите на экран, в подарок получаем зелёный кристалл- цвета спокойствия.
Усвоив уроки каждого мастера, принцесса изменилась, она смогла по другому взглянуть на себя, ведь она многому научилась:
справляться с гневом, быть внимательной, проявлять доброту и сочувствие к своим близким, она узнала, что в каждом из нас живут разные чувства и только от нас зависит, какими они будут. Но без вашей помощи она бы не справилась. Наше путешествие подходит к концу,и теперь вы можете взять с собой то лучшее, что приобрели сегодня и поделиться с окружающими.
Но, чтобы это сделать мы должны снова стать взрослыми. И опять нам поможет волшебный колпачок- «Колпачок я надеваю и во взрослого превращаю». Вот мы и стали взрослыми.
Рефлексия: «Древо чувств»
Я предлагаю вам, уважаемые педагоги,поделиться впечатлениями от нашего путешествия в мир детства.
И в этом нам поможет «древо чувств», срывая плод с дерева, продолжите фразу…по своему выбору.
- Я узнал, что….
- Я был удивлён…
- Мне понравилось, что….
Уважаемые коллеги примите мою благодарность за совместное творчество и желаю вам успехов в работе.