Лариса Кокурина
Мастер-класс «Финансовая грамотность старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Финансовая грамотность старших дошкольников»
Выполнила: воспитатель Кокурина Л. А.
1. Финансовая грамотность это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Публикация «Мастер-класс „Финансовая грамотность старших дошкольников“» размещена в разделах
2. ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
3. Актуальность. Нужна ли и дошкольнику финансовая грамотность? Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт. Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, ребенок черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.
4. Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации.
- загадки;
- пословицы;
- сказки;
- экономические задачи;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- занятия.
Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
воспитатель: «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая и я, уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики.
-А вы знаете, что дети очень любят отгадывать ЗАГАДКИ, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки. За правильный ответ получаем фишки.
1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)
2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)
6. Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)
7. Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)
8. И врачу и акробату. Выдают за труд…. (зарплату).
Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.
1. Кто, согласно пословице, платит дважды? Скупой
2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя».
Хвалит
4. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? Двигатель
Да. Молодцы. Все ответы верны.
Уважаемые коллеги! А вы знаете, что практически в любой СКАЗКЕ есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.
1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? «Колобок»
2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? «Репка»
3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? Золотая антилопа
4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? «Курочка Ряба», золото
5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. Кот в сапогах.
-Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.
Старший воспитатель : Уважаемые коллеги! Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.
1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?
2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
3. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?
4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
Уважаемые коллеги! Вы знаете, что основная форма обучения - ИГРА. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем.
«Сигнальщики» (товар или услуга)
Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».
Предлагаются два цвета карточек: красные и синие.
Правила игры: Если я называет товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю. (парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар).
«Что можно купить что нельзя?» можно купить - хлопаем, нельзя купить топаем
«Хочу надо?» (деньги и их назначение)
Обзор настольных игр купи слона
Наполни копилку
Я покупатель
Поймай удачу
«Потрать деньги с умом»
Старший воспитатель : Уважаемые коллеги! Назовите, пожалуйста, сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ.
(«Семья», «Семья», «Дочки-матери» «Столовая», «Кафе» «Поликлиника» «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход» .«Зоопарк». «Аптека». «Ветеринарная лечебница» ,«Дорожное движение», «Водители». «Магазин» «Гости» ,«День рождения» ,«Почта» ,«Ателье», «Монополии»)
Спасибо. Все ответы верны.
Уважаемые коллеги! Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой. Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?
Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу.
Если вам было интересно – похлопайте, а если нет- потопайте. Я вам желаю стабильного финансового благополучия!
Играйте с детьми в экономику!
И я благодарю всех! Спасибо за внимание!