Арюткина Ольга Николаевна
Мастер-класс «Дни недели»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевая аудитория: педагоги дошкольного образования.
Практическая значимость мастер- класса: он может быть полезен педагогам, работающими с детьми с ОВЗ в обучении детей временным представлениям - дням недели.
Добрый день, уважаемые педагоги.
Сегодня, я приглашаю вас на мастер – класс, который называется «Дни недели».
Публикация «Мастер-класс „Дни недели“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Дни недели. Знакомство с днями недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2021
Цель, которого - повысить ваш профессиональный уровень о формировании представлений о днях недели и их последовательности у детей дошкольного возраста с ОВЗ в различных видах детской деятельности.
Я очень надеюсь, что всё чему вы научитесь пригодится вам в воспитании и развитии ваших детей.
Давайте настроимся на работу. Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой,
то, кто?
Если педагог – игра, то какая?
Если время года, то какое?
Давайте немного поговорим о теоретических основах.
Для ребёнка дошкольного возраста, особенно для ребенка с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи, такие понятия как дни недели даются нелегко, так как они абстрактны (их нельзя потрогать, нельзя назвать их цвет, они не имеют запаха). Но пользоваться и уметь оперировать такими простыми понятиями необходимо.
Мы знаем, что время, как объективную реальность представить очень трудно. Ребёнку с тяжелой речевой патологией или с задержкой психического развития необходимо «показать» время, его меры. Формальное заучивание названий и последовательностей частей суток, дней недели или месяцев не даст должного эффекта.
Из опыта работы с детьми с ОВЗ я сделала вывод, что знакомство дошкольников с единицами измерения времени необходимо осуществлять в определённой системе и последовательности, с обязательной опорой на наглядные пособия, дидактические игры. У детей с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи имеются специфические особенности развития высших психических функций, которые затрудняют овладение ими математическими знаниями и умениями, в том числе- восприятие и ориентировка во времени.
Известно, что использование в коррекционно-развивающей работе большого количества наглядности и дидактических игр помогает детям сформировать необходимые знания, усвоить понятия, соответствующие временным представлениям, закрепить термины этих представлений в речи.
Я постаралась всё это воплотить в своей работе и хочу поделиться с вами своим материалом.
Сначала я познакомила детей с радугой, то что радуга состоит из 7 цветов и все цвета располагаются в определенной последовательности. Чтобы легче было выучить последовательность цветов радуги, я выучила с детьми стихотворение-помощник: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Цвета радуги помогали нам в изучении дней недели.
Неделя состоит из 7 дней, каждому дню был присвоен цвет в соответствии с цветом радуге. Понедельник- красный, вторник-оранжевый, среда-желтый и т. д.
Для того, чтобы дети запомнили названия дней недели, мною был подобран материал, который я использовала во время утренней гимнастики - это упражнения на координацию речи с движением в стихах.
(Приложение 1)
С целью профилактики близорукости подобрала картотеку гимнастики для глаз на каждый день недели. (Приложение 2)
В уголке природы у нас появился паровозик с цветными вагончиками и цифрами. Цвет вагончиков соответствует цветам спектра радуги, цифра обозначает последовательность дня недели. Приходя утром в группу, дети усаживали в вагончик девочку и мальчика в соответствии с днем недели.
Также в уголке природы была оформлена карусель «Вчера, сегодня, завтра», в которой путешествовали Маша и медведь. Кабинки карусели раскрашены в соответствующий цвет, на пособии есть три стрелки: короткая стрелка указывает на вчерашний день, длинная- на день, который будет завтра и средняя- на сегодняшний день. С помощью этого пособия дети изучали понятия: вчера, сегодня, завтра.
В своей работе я использовала следующие игры: (Приложение 3)
Дидактические игры: «Пирамидка», «Лесенка», «Паравозик», пазл «Собери матрешку», «Цветик –семицветик»
Неделя»
Тетушка неделя»,
Путешествие солнышка».
Очень хорошо способствует запоминанию названий и последовательности дней недели стихи, загадки и задачки.
(Приложение 4)
На протяжении недели мы изучаем стихотворение «Лесенка неделька». каждый день для заучивания появлялась следующая ступенька.
Так же я использовала мнемотихнику для запоминания стихотворения: передвигая стрелку от картинки к картинке - рассказываем стихотворение:
В понедельник мы стирали
Пол во вторник подметали
В среду мы пекли калач
Весь четверг играли в мяч
В пятницу мы чашки мыли
А субботу торт купили
И конечно в воскресенье
Звали всех на день рожденья
Дети с опорой на картинки рассказывают стихотворение.
Одним из перспективных и нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками является лэпбук. Представляю вашему вниманию лэпбук «Дни недели», который я изготовила. (Приложение 5)
Когда мы его откроем, то увидим:
- сказку днях неделях, ее можно прочитать или рассказать по картинкам
- отгадать загадки
-ребенок может самостоятельно собрать пирамидку,
пазлы по дням недели,
раскрасить раскраску «Лесенка неделька»,
поиграть с гномиками неделька и
рассказать самостоятельно стишок, который мы учили.
Здесь задание усложняется. Девочка рассказывает о себе: в понедельник, я стиралА…. Мальчик расскажет в понедельк я стираЛ…
Для запоминания последовательности и названия дней недели, мною использовалась пальчиковая гимнастика «Дни недели» (Приложение 6)
Для закрепления изучаемых понятий я использую игры на внимание:
«В среду мы не хлопаем». Вы называете любые дни недели, ребенок хлопает в ладоши (1 раз). Но в среду в ладоши хлопать нельзя!
«Будь внимательным». Вы называете разные слова, в том числе и дни недели. Если малыш слышит название дней недели, то он должен хлопнуть в ладоши: лиса, хлеб, вторник, среда, книга, воскресенье, шорты, велосипед и т. д.
Данный материал помогает мне систематизировать и обобщать знания детей. Дети учатся ориентироваться во временных отношениях (дни недели, учатся отражать абстрактные понятия о днях недели в конкретных действиях с моделями. Создание календаря, различных дидактических и словесных игр, моделей, лэпбука способствует развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения.
Уважаемые педагоги, я надеюсь, что вам было интересно и вы сможете применить полученные знания в своей работете.