Юлия Федулова
Мастер-класс для воспитателей «Традиции народного воспитания в условиях ДОУ сегодня»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Задачи:
• Повышение творческого потенциала участников мастер-класса.
• Распространения педагогического опыта.
• Изготовление куклы-столбушки.
Введение в тему:
Огромный опыт, накопленный народной традицией семейного воспитания, пока мало используется и даже известен в современных семьях, недостаточно применяется в образовании. А багаж воспитательных находок собран богатый. Предлагаю сегодня заглянуть в этот старинный сундук народной педагогической мудрости. (2)
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Традиции народного воспитания в условиях ДОУ сегодня“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В традиционных русских семьях человек с самого детства готовился стать членом коллектива, играть в нем определенную роль как в трудовой деятельности, так и в семье.
Основу жизни ребенка составлял труд. Трудиться дети начинали примерно с пяти лет (3,4) и это было желанным и почетным событием в жизни ребенка- это знаменовало собой определенный этап взросления. Главная эмоционально-психологическая установка домашней педагогики была направлена на пробуждение в ребенке чувства собственного достоинства, основанного на значимости для семьи его посильного трудового вклада. Из такой установки понятно, почему сейчас наши дети долго остаются инфантильными, с несформированными позициями, с ощущением своей беспомощности и большим желание «брать от жизни все».
В каждом возрасте мальчики и девочки выполняли свои определенные обязанности (5, которые были им по силам и в итоге прививали положительное восприятие труда, а не чувство тяжести и отторжения. (6,
С 6-7 лет старшие братья и сестры, обычно начинали нянчить (7) младших. В работу «нянек» входило не только пригляд и уход за ребенком, в большей степени- это было обучение. (8) Происходила передача игрового опыта, репертуара, речевых, бытовых и трудовых навыков, семейного устного предания в том числе семейных родственных отношений.
Подрастающий ребенок включался в коллективную игровую деятельность. (9) В игре необходимо было подчиняться правилам. Можно было оказаться как в главной роли водящего, так и во второстепенной, что помогало становиться терпимыми, чувствовать игровую общность, а не непременно исполнять главные роли, т. е. установка на победу любой ценой. (10)
Подобные приемы народного семейного воспитания несли в себе предпосылки для развития речи ребенка, общения, навыков устного счета, укреплялись память и внимание, шлифовалась чистота произношения, формировалось образное и логическое мышление. В подвижных играх постепенно складывалось умение действовать в коллективе, развивались артистические способности детей, оттачивался музыкальный слух и ритм.
Для решения задач развития детей в народной традиции сложился солидный массив детского фольклора: игры, сказки, загадки, скороговорки.
Хочу предложить вам динамическую паузу, для того, чтобы на себе ощутить всю мудрость народной традиции воспитания.
Практическая часть:
1. Разучивание скороговорки и потешек с использованием кинезиалогических упражнений. (Материал- сосновые шишки.)
(* упр. Повышающие тонус коры головного мозга: дыхание, акупунктура, массаж:
*движения, улучшающие прием и обработку информации: перекрестные движения руками и ногами;
*упр. Влияющие на регуляцию и контроль: различные позы и движения)
- Ах ты совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела -
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
- Шли сорок мышей, нашли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся
Аты-баты! Шли солдаты
Аты-баты! Шли солдаты,
Аты-баты! На базар.
Аты-баты! Что купили?
Аты-баты! Самовар!
Аты-баты! Сколько стоит?
Аты-баты! Три рубля.
Аты-баты! Он какой?
Аты-баты! Золотой
Во время произнесения потешек и скороговорок участники сидят в кругу и держат шишку в левой руке. Все одновременно правой рукой берут шишку с руки соседа справа и кладет на свою левую. И так по кругу. То же можно проделать в обратную сторону.
2. Хоровод, хороводная игра: «Вейся капустка», «Я по горенке иду»,
Я по горенке иду, себе друга я ищу
Вот ты, вот я, вот компания моя.
(покружиться)
(11)Сложно представить детей в любые времена не играющих в игрушки. Наша русская традиция тоже оставила нам большое наследие деревянных, глиняных, тряпичных игрушек. Особое место среди игрушек занимает кукла(12) которая предназначена помочь ребенку проиграть,простроить, погрузиться в мир отношений. Примерить на себя разные роли. Поэтому кукла так необходима для ролевых игр и разыгрывания различных сюжетов. (13) Я предлагаю сегодня изготовить тряпичную куклу- столбушку для ролевых игр.