Германенко Анастасия
Мастер-класс для воспитателей МБДОУ. «Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна?»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей МБДОУ.
«Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна?»
Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, которая присуща только человеку. Речь формируется постепенно и ее формирование зависит от многих факторов. Одним из главных условий является правильная и полноценная работа артикуляционного аппарата.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей МБДОУ, „Артикуляционная гимнастика, Зачем она нужна?“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Включает в себя голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щек, верхнюю и нижнюю челюсти, зубы. (картинка)
Для того, чтобы создать основу для правильного звукопроизношения, нам необходимо научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет нам в этом артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика- это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата.
Цели артикуляционной гимнастики :
Во время речи, мы не обращаем внимания на то, какую артикуляционную позу принимает наш язык. Например, при произнесении звука [Л] наш язычок принимает положение наверх, отталкиваясь от верхних зубов, а при произнесении звука [М] наши губы сомкнуты, воздух выходит через нос, кончик языка немного отходит от нижних зубов. Так вот каждый звук имеет свое положение органов речи при его произнесении. Именно поэтому цели артикуляционной гимнастики заключаются в выработке полноценных движений и определенных положений органов речи, а также в укреплении мышечных групп артикуляционного аппарата.
Правила проведения артикуляционной гимнастики :
Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, так как в этом положении спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги в спокойном состоянии. Дети должны сидеть так, чтобы лицо педагога хорошо было видно, у каждого из детей должно быть настольное зеркало и бумажные салфетки. Если это индивидуальное занятие, то педагог размещает ребенка напротив настенного зеркала. Педагог должен внимательно следить за правильностью выполнения артикуляционных упражнений.
Каждое упражнение преподносится в игровой форме (это для того, чтобы ребенку было интересно, и он не уставал, в противном случае результат не будет достигнут). Педагог показывает упражнение и дает инструкцию: например, улыбнись, покажи зубки, приоткрой ротик, подними кончик язычка и т. д. Далее педагог может прочитать стихотворение на данное упражнение, показать картинку или видео.
Проводится гимнастика с детьми в возрасте от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения, а с детьми более старшего возраста для коррекции нарушений. Выполняется артикуляционная гимнастика каждый день, 2- 3 раза в день, с логопедом, воспитателем, дома с родителями. Гимнастика длится 5-7 минут. Упражнения идут от простого к сложному. Начинать артикуляционную гимнастику лучше с губ. За раз ребенку дается не более 2-3 упражнений.
Виды артикуляционных упражнений :
Артикуляционные упражнения делятся на два типа статические и динамические.
- Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позиции 5-10 секунд.
- Динамические упражнения направлены на выработку подвижности языка и губ, их координацию и переключаемость. Выполняются по 5-7 раз.
Упражнения:
• «Улыбка». Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение.
Улыбается щенок,
Зубки на показ.
Я бы точно так же смог,
Вот, смотри. Сейчас.
• «Хоботок». Вытягиваем губки вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение.
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
• «Бегемотик». Широко открываем и спокойно закрываем рот.
Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота –
Подшутить над ним охота.
• «Хомячок». Надуваем щечки, рот закрыт, держим 3-5 секунд, далее выдыхаем, расслабляем, сглатываем слюну.
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
• «Лопатка». Широко открываем ротик. Кладем расслабленный широкий язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок.
Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
• «Иголочка». Широко открываем ротик, напрягаем язычок, приподнимаем наверх тонкий язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд. Убираем язычок, закрываем ротик.
У птички клювик очень колкий
И тонкий, острый, как иголка.
Взгляни- ка рядом на страницу:
Мой язычок – как клюв у птицы.
• «Котенок лакает молочко». Широко открываем рот, делаем 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Убираем язычок. Закрываем рот.
Котенок любит молоко:
Нальешь – и нет ни капли вмиг.
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык.
• «Лошадка». Губы растянуты в улыбке, показываем зубки, приоткрыть ротик и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открыт, челюсть не шевелится.
Сбоку- дорожка, а в центре лужок.
Маленький пони, мой добрый дружок,
Снова и снова катает ребят:
Слышишь, копыта стучат и стучат.
Раз поиграть он со мной не может,
Стану как будто лошадкой тоже:
Словно копыта, звучит язычок:
- Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!
• «Накажем непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить расслабленный широкий язычок на нижнюю губу, пошлепать его губами, произнося пя-пя-пя-пя.
• Комбинация из 3 артикуляционных упражнений : «Маляр», «Чистим зубки», «Расстилаем коврик».
«Маляр» - губы в улыбке, рот широко открыт, широким языком проводим от верхних резцов до мягкого неба. Повторяем 3 раза.
«Чистим зубки» - губы в улыбке, рот приоткрыт, проводим языком по зубам изнутри влево-вправо.
«Расстилаем коврик». Губы в улыбке, рот широко открыт. Широкий язычок как бы расстилаем на нижней губе, убираем.
Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел-
Потолок белить пошел.
Кисточка: назад-вперед, -
Еще краску гном берет,
Красит вновь: вперед-назад.
Как красиво! Гномик рад.
Он теперь сушеной тиной
Выметает паутину
И в углу, и на комоде:
- Пауки пусть в сад уходят!
Сверху- все. Спускаюсь вниз.
Ну, грязюка, берегись!
Гномик, стоя на коленках,
- Влево- вправо! моет стенку:
- Вправо- влево! – вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!
Положил половичок
На забор наш старичок:
- Пыль стряхну с него раз пять-
На пол постелю опять.
Вымыт пол. Приятно в доме.
И решил усталый гномик:
- Заслужил я угощенье –
Чай малиновый, с вареньем!
Запомните, только целенаправленная и регулярная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет достигнуть значительных результатов в коррекции нарушений нашей речи.