Ольга Колесникова
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Импровизация как форма развития активной личности» на примере моделирования сказки «Репка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей ДОУ
«Импровизация,как форма развития активной личности»(на примере моделирования р. н. с. "Репка"(с использованием музыкальных инструментов).
Цель:повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности.
Мультимедийная поддержка: презентация по теме выступления
Чтобы сделаться смелей,
Публикация «Мастер-класс для воспитателей ДОУ „Импровизация как форма развития активной личности“ на примере моделирования сказки „Репка“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- «Репка»
- Темочки
Нужно стать повеселей.
Чтобы стать повеселей,
Надо сделаться смелей. В. Берестов
Хочу свой мастер-класс посвятить теме импровизации, эта деятельность, как никакая другая, передает творческую индивидуальность исполнителя.
Одним из средств развития личностного потенциала дошкольников, креативной, активной личности является театрализованная деятельность.
Я заметила, что правильно организованная театрализованная деятельность позволяет развивать у детей такие качества творческой личности как оригинальность мышления, т. е. способность порождать новые нестандартные идеи, образную память, независимость мышления, умение находить свое собственное решение и умение отстаивать свою точку зрения, способность к импровизации, к выразительному движению, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, умение продолжать работу, несмотря на трудности и неудачи и наконец, умение решать творческие задачи.
Главное условие – это психологический комфорт, позволяющий спонтанно выразить свои чувства, эмоции. Снять «зажатость» ребенка. Педагог восхищается первыми его самостоятельными проявлениями.
Волшебный мир театра дает детям возможность преодолеть стереотипы мышления, различные комплексы и пробудить их индивидуальные творческие способности: актерские, музыкальные, танцевальные, поэтические, живописные и т. д.
К старшему возрасту у всех детей есть достаточно опыта в наблюдениях за повадками животных, птиц, насекомых и поведением людей. Поэтому импровизировать здесь и сейчас уже представляется вполне возможным. Ребята уже приобрели навыки подражания, звуковоспроизведения, элементарные навыки игры на инструментах, им есть из чего создавать роли, передавать настроение, рассказывать о чувствах. Они сами могут придумать мизансцены, простые музыкальные мелодии, ритмические рисунки. Правильное чувствование роли рождает точные интонации. Движение и жест согласуются.
Сама я в душе актер. На протяжении многих лет театрализованная деятельность является ведущей в моей работе с детьми. Я люблю примерять на себя различные роли.
(слайд с исполнением ролей, можно подробно, объяснить, что за мероприятие)
Я не только принимаю участие в спектаклях в роли актеров, но очень люблю и сам процесс подготовки. Создаю атрибуты для театрализованных постановок, костюмы Вовлекаю в этот процесс и детей и родителей.
(слайд с фото костюмов, атрибутов,настольного театра и т. д. рассказ)
Сейчас я замечаю, что дети сами организовывают спектакли, подбирают атрибуты, распределяют роли, очень любят использовать костюмы для своих игр, активно играют в театрализованном центре.
(слайд фото детей, фото уголка)
Импровизация - создание художественного произведения непосредственно в процессе исполнения, устроить наскоро, без предварительных приготовлений, экспромтом (неожиданно, внезапно).
Всем известно, что такое мизансцена? Это размещение декораций, предметов и действующих лиц на сценической площадке соответственно разным моментам композиции спектакля и исполняемого произведения.
Что такое подражание — осознанное или неосознанное следование примеру, образцу действий, манере поведения, общения какого либо героя.
Погружение в практику :
На примере сказки «Репка» мы с вами попробуем совместить 2 вида импровизационной деятельности : актерскую и музыкальную.
Приглашаю на импровизированную сцену следующих желающих попробовать себя в роли актёра-импровизатора(6 человек).». Для более глубокого погружения в роль, я предложу каждому исполнителю по атрибуту. Например : Деду – шапку, Бабке – кастрюлю с половником, Внучке – сумочку с зеркальцем, Жучке – хвост, Кошке – клубочек ниток, Мышке – яблоко (один предмет лишний предполагает право выбора). Ваша задача заключается в следующем: необходимо обыграть предмет, который у вас есть, и использовать его в пристройке к своему партнёру для построения мизансцены.
Вторая импровизация – музыкальная. Мы с вами создадим оркестр. Но для этого я попрошу желающих поучаствовать подойти ко мне, определиться с ролью и выбрать музыкальный инструмент, наиболее подходящий, по вашему мнению, для характерного озвучивания вашего персонажа. ( предлагается на выбор набор инструментов: ложки, бубны, трещотки, свистульки, ксилофон, кастаньеты и т. д. ; один предмет лишний предполагает право выбора)
Вместо слов персонажей, которых в сказке совсем нет, мы будем музыкальными инструментами импровизировать человеческую речь и звуки животных, героев сказки. Вы, выходя, импровизируете свою музыкально-ритмическую роль. На словах «тянут-потянут» - исполняете свою импровизацию вместе. Таким образом, к концу сказки у нас должен сложиться импровизированный оркестр.
Действие происходит на огороде, герои располагаются по своему усмотрению (в доме, возле дома, все заняты своими делами.) Автор начинает читать текст.
-Жили были дед и бабка. Жили себе не тужили. Печь топили, Щи да кашу варили. Вот по весне дед решил посадить репку. Сказано- сделано!
- Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить : тянет - потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут - потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут - потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут - потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку
Анализируя импровизацию как мощное терапевтическое средство А. Гришон утверждает: «Импровизация – возможность быть любым».
Импровизированный театр, использоваться как форма организации развлечения для детей старшего дошкольного возраста.
И в заключении хотелось бы добавить: «Творческая деятельность дает уникальную возможность превратить пассивного ребенка-созерцателя в активную личность».