Ирина Бушкова
Мастер-класс для воспитателей. Дидактическое пособие «Слоник»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей. Дидактическое пособие
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Увинский детский сад №6 «Тополек»
Мастер-класс для воспитателей.
Изготовление дидактической игрушки
на развитие дыхания
«Слоник».
подготовила:
воспитатель Бушкова И.
П. Ува, 2018
Цель мастер-класса : Повышение педагогической компетентности воспитателей в области речевого дыхания.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей, Дидактическое пособие „Слоник“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Игры, дидактические пособия
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Слон. Все про слонов для детей
- Слон. Игры, дидактические пособия
- Слон. Конструирование, поделки
- Темочки
Задачи мастер-класса :
1. Познакомить воспитателей со способами и приемами, направленными на развитие речевого дыхания у детей.
2. Изготовить дидактическую игрушку на развитие речевого дыхания «Слоник».
3. Создать условия, для успешного преодоления речевых нарушений у детей.
Оборудование: выставка игр и пособий, направленных на развитие воздушной струи (султанчики; игрушки-вертушки; игрушки, сделанные из бумаги, снежинки, «веселые фрукты») .
Раздаточный материал: заготовки для изготовления дидактической игрушки, клей, ножницы, трубочка пластиковая, скотч, «глазки» ; памятки (по количеству воспитателей).
Ожидаемые результаты: воспитатели узнают об условиях и правилах проведения дыхательных упражнений; познакомятся с играми, направленными на развитие воздушной струи; научатся делать игровое пособие для развития дыхания.
Литература:
1. Белякова А. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыха-ния у дошкольников с нарушениями речи. - М., 2004.
2. Горчакова А. М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.
3. Новиковская О. А. Развиваем общие речевые навыки. // Дошкольная педагогика, № 2, 2001 4. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов н/ Д : Феникс,2016
Ход мастер-класса :
I. Вводная часть.
Внедрение ФГОС требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения.
Многие современные методы снижения заболеваемости детей и подростков дают хорошие результаты, но требуют материальных затрат. Для работы по некоторым методикам необходимо отдельное помещение и дополнительное время.
Дыхательная гимнастика даёт большой положительный результат в укреплении здоровья детей. Активно включает в работу все части тела (руки, ноги, голову, тазобедренный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс, вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, возрастает потребление кислорода.
Выполняя упражнения, одновременно с коротким шумным вдохом и пассивным выдохом достигается тканевое дыхание, повышается усвояемость кислорода тканями. Эти упражнения раздражают обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Этим и обеспечивается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
По этим и другим параметрам дыхательная гимнастика вне конкуренции.
Дыхательная гимнастика - универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Её можно делать дома и на улице, стоя, сидя и лёжа, всю сразу или по частям. Она не имеет противопоказаний и очень результативна. Для дыхательной гимнастики нужен один квадратный метр комнаты и открытая форточка. Через 10 минут после начала занятий появляется совершенно другое самочувствие: бодрость, лёгкость во всём теле, прекрасное настроение. То есть в минимальный срок – максимальный результат. А это и необходимо современному человеку при нашем образе жизни.
Важно отметить, чтобы обучить детей данной оздоровительной технологии, необходимо самим педагогам освоить принцип данной гимнастики, упражнения, их последовательность и технику выполнения. Таким образом, необходимо строго следовать методическим рекомендациям, указанным авторами методик по дыхательной гимнастике.
Благодаря дыхательной гимнастики решаются задачи:
- Укрепление здоровья детей;
- Восстановление нормального физиологического дыхания через нос;
- Направление энергии детей «в мирное русло» и полное удовлетворение потребности в двигательной активности;
Выбор данной оздоровительной технологии объясняется тем, что дыхательная гимнастика помогает детям преодолевать тяжёлые речевые нарушения.
При проведении дыхательной гимнастики с детьми нужно выполнять следующие необходимые условия:
- Дыхательную гимнастику проводить натощак, исключая 20минут до еды или через 1час после приёма пищи;
- Перед выполнением гимнастики прочищать нос;
- Особое внимание должно уделяться одежде детей, т. е. - стягивающие предметы одежды (тугой воротник, пояс) должны быть ослаблены, чтобы улучшить движение грудной клетки и диафрагмы.
- Дыхательные упражнения включаются в комплекс утренней гимнастики, в физминутки во время занятий, на прогулке (при температуре воздуха выше 10 –12 градусов тепла, после дневного сна.
После окончания гимнастики внимание детей ещё «собрано», они слушают и слышат слова воспитателя. В это время можно подсказать детям, чем ещё можно заняться на прогулке, организовать деятельность детей.
Дети легко осваивают упражнения и выполняют с удовольствием, с хорошим настроением.
II. Основная часть.
Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
• Игра на формирование носового вдоха:
Игра «Отгадай по запаху».
Задача: формировать носовой вдох.
Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.
Ход игры: Вариант А. «Парные коробочки» : ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого. Вариант Б. «Поставь по порядку» : коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: «Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную».
• Игры для развития плавного ротового выдоха.
Игра «Султанчик».
Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху.
Оборудование: султанчик (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав е к карандашу).
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
Игра «Шарик».
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Оборудование: мячик для пинг-понга.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
Игра «Перышко».
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Оборудование: ватный шарик/перышко.
Ход игры: Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.
Игра «Вьюга».
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Оборудование: снежинки из бумаги или ватные комочки.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть на снежинку (ватный комочек, сопровождая чтением стихотворения:
За окном белым-бело,
Столько снега намело!
Ночью вьюга не спала,
Снег мела, мела, мела.
• Игры на формирование комбинированного типа дыхания (носового вдоха и ротового выдоха).
Игра «Пузырьки».
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох).
Оборудование: стакан, до половины наполненный водой, соломинка для коктейля.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).
Игра «Мотыльки».
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох, учить регулировать силу воздушной струи.
Оборудование: На уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета (или величины).
Ход игры: Взрослый читает стихотворный текст, предлагая малышу подуть на мотылька определенного цвета или величины.
На лесной полянке чудо -на цветочках бантики,
это бабочки расселись как цветные фантики.
Также для развития плавного выдоха можно использовать детские игрушки: свистки; детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных; различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, губные гармошки; бумажные султанчики; игрушки-вертушки; китайский колокольчик «песня ветра»; разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами). листочки; обычный воздушный шар на ниточке; мыльные пузыри.
III. Практическая часть: Изготовление дидактической игрушки «Слоник» для развития плавного ротового выдоха.
Уважаемые воспитатели, сейчас я предлагаю вам сделать одно из пособий, направленное на развитие плавного ротового выдоха. А какую игрушку будем делать вы узнаете. отгадав загадку:
Отгадай, кто он такой:
Очень сильный и большой.
У него предлинный нос
И короткий тонкий хвост,
Бивнями зовут клыки,
Уши очень широки. (Слон)
Перед вами лежат необходимые заготовки (Изготовление пособия).
Этот слоник поможет ребенку в развитии воздушной струи. Именно таким является наш слоник с подвижным хоботом, привести в движение который можно, дуя через соломинку.