МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей «Экспериментирование с детьми дошкольного возраста»

Пономарева Валентина Николаевна
Мастер-класс для воспитателей «Экспериментирование с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №2 Г. БЕСЛАНА»

Мастер-класс для воспитателей

Тема «Детское экспериментирование в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовили: Пономарева В. Н.

Турсунова Ф. Д.

Март 2022

Мастер-класс для воспитателей

«Детское экспериментирование в работе с детьми дошкольного возраста»

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Экспериментирование с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Цель: повышение уровня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме. Повысить уровень мастерства педагогов. Создание положительного эмоционального климата у педагогов.

Ход мастер-класса : Вводная часть.

Ни для кого, ни секрет, что нас людей завораживает всё неизвестное, чудесное, неизведанное. Мы всему пытаемся найти объяснение, а когда не находим то называем это: - «Чудом».

Дети, как никто любят всё таинственное, загадочное и необычное. И мы педагоги, можем воспользоваться этой природной особенностью малышей, создавая все необходимые условия для познания мира через экспериментально-исследовательскую деятельность.

Ведь исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, давая возможность самим найти ответы на вопросы, как и почему, обуславливает формирование новых способностей у детей. Развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала). Она способствует всестороннему развитию личности ребенка-дошкольника на основе познавательно-творческой активности в центре экспериментирования.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё : трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности.

Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому мы в своей работе не лишаем их этой возможности проговаривать свои действия т. к. это один из ведущих факторов развития ребёнка - дошкольника.

Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае мы не устраиваем фронтальный опрос, а предоставляем детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.

Эксперимент позволяет знакомить детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

Чтобы у детей была возможность попробовать разобраться в интересующих их вопросах, проявить заинтересованность и активность, необходимо создать развивающую предметную среду, для того чтобы педагогический процесс был целостным и эффективным. Так как предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни.

1 Часть «Уголок экспериментирования в детском саду»

Предлагаем вместе вспомнить, что же необходимо учитывать при создании центра экспериментирования.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Задачи уголка экспериментирования.

• развитие первичных естественнонаучных представлений,

• наблюдательности,

• любознательности,

• активности,

• мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

• формирование умений комплексно обследовать предмет

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе.

• безопасность для жизни и здоровья детей;

• достаточность;

• доступность расположения в уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2) место для приборов, для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты.

• Компонент дидактический

• Компонент оборудования

• Компонент стимулирующий

Дидактический компонент.

• Познавательные книги

• Атласы

• Тематические альбомы

• Серии картин с изображением природных сообществ

• Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

• Алгоритмы выполнения опытов

• карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

• Правила поведения в уголке экспериментирования

Компонент оборудования: приборы - помощники:

• микроскоп, лупы, увеличительные стекла

• весы, безмен

• песочные, механические часы,

• компас,

• магниты;

• портновский метр, линейки, треугольник т. д.

Компонент стимулирующий:

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;

• сита, воронки разного размера и материала;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,

• шишки, перья, мох, листья;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,

• меха, ткани, пластмассы, пробки;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и другая;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки мензурки, резиновые груши);

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

В уголке экспериментальной деятельности в младшей и средней группе должны быть.

• книги познавательного характера для младшего возраста;

• тематические альбомы;

коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" : (зимы, весны, лета, осени) "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

• мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

• песок, глина;

• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

• материалы для игр с мыльной пеной,

• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

• семена бобов, фасоли, гороха

• некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

• лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

• "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

• семена бобов, фасоли, гороха

• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

• персонажи, наделанные определенными чертами - ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.

В уголке экспериментальной деятельности

старшего дошкольного возраста должны быть.

• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

• серии картин с изображением природных сообществ;

• книги познавательного характера, атласы;

• тематические альбомы;

• коллекции

• мини-музей (тематика различна, например " Часы бывают разные:", "Изделия из камня"

материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"

природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

• сито, воронки

• половинки мыльниц, формы для льда

проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

• клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Ведение фиксации детского экспериментирования.

• Дневник

• Картотека опытов

• Схема

• Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов

• Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»

• Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

• Персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

2 Часть «Опытно-экспериментальная деятельность»

Роль развития опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей.

Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника, ведь недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Всё усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Игры-эксперименты помогают ребенку познавать свойства предметов, веществ, знакомят с природными явлениями. А сейчас мы Вам предлагаем немного поиграть.

А сейчас я приглашаю вас в сказку. Сказка называется, а как она называется, вы мне подскажете, отгадав загадку:

«Вы знаете девушку эту, Она в старой сказке воспета. Работала, скромно жила, Не видела ясного солнышка, Вокруг — только грязь и зола. А звали красавицу …». (Золушка).

Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка».

В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправлялись на королевский бал, оставляя Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее задания. Мачеха приказала Золушке украсить дом разноцветным дождиком, сделать волшебную лампу, приготовить радужную воду, развесить по дому воздушные шарики, перебрать смешанную соль с черным перцем, приготовить цветное молоко и еще вулкан из цветной пены! Опечалилась Золушка, услышав, сколько заданий ей надо выполнить. Разве сможет Золушка справиться одна? Но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь? Вы согласны со мной?

Ну что, приступим к первому заданию.

1. «Разноцветный дождик и волшебная лампа».

Цель опыта: Узнать, смешиваются ли две жидкости: масло и вода.

У вас на столах лежат разноцветные льдинки, масло растительное, шипучие таблетки, вода и прозрачные емкости. Итак, приступаем к выполнению задания.

Наполняем емкости половиной стакана растительным маслом и отправляем туда цветные льдинки. Посмотрите, какая красота у нас получилась. Какой вывод мы можем сделать? (Предположения участников).

Вывод: Масло и вода – это две жидкости, которые не смешиваются. Более того, в начале кубики льда в масле плавают, но когда лед начинает таять, капли воды идут ко дну, так как, вода тяжелее масла. Наблюдайте за процессом. Это невероятно красиво! Разноцветный дождик в стакане и прекрасные капельки на дне выглядят просто волшебно. Когда весь лед растает, можно понаблюдать за жидкостями еще.

Для этого добавляем в эту же емкость немного воды. Обратите внимание, что вся подкрашенная вода смешалась в один цвет, в данном случае в темно-зеленый, а масло осталось своего цвета. Закроем емкость крышкой и наклоним банку. Вода снизу – масло сверху. Потрясем, как следует. Неужели вода с маслом смешались? Поставьте банку и посмотрите, как жидкость снова расслоится на темно-зеленую воду и чистое светло-желтое масло. Что вы наблюдали? Смешалась ли вода и масло? Почему? Какой можно сделать вывод? (Выводы и предположения участников эксперимента).

Вывод: Многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта мы определили, отдельные материалы смешиваются хорошо (это вода с красителем, а некоторые не смешиваются совсем (вода и масло).

Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга.

Но нам нужно справиться еще с одной задачей. Это сделать волшебную лампу. Как можно это сделать? (выслушиваю предположения и гипотезы).

А хотите попробовать оживить лампу при помощи волшебных таблеток?

Возьмем шипучую растворимую таблетку. В нашем случае, мы взяли витамины, бросаем ее в эту же емкость и смотрим, как она красиво растворяется в воде, поднимая ее на поверхность. Что вы видите? А что у вас получилось? Вам нравится? Интересно? Посмотрите, наша лампа ожила! Какой вывод в данном эксперименте мы можем сделать? (Высказывания участников эксперимента).

Вывод: При добавлении шипучей таблетки происходит насыщение воды капельками масла. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется эмульсия.

Обязательно проделайте эти опыты с детьми. Это им точно понравиться!

С первым заданием мы справились.

А вот следующее задание мачехи. Давайте вспомним, что еще должна сделать Золушка?

2. «Радужная вода».

Цель опыта: получить радугу при помощи воды, сахара и красок.

Для этого задания нам понадобятся: акварельные краски, кисточка, сахар, вода, шприц, чайная ложечка, 4 стакана, бокал.

Для начала поставим четыре стакана. В первый стакан сахар не сыплем. Начинаем со второго стакана. Во второй стакан насыпаем 0,5 чайной ложки сахара, в третий стакан 1 чайную ложку и в четвертый стакан 1,5 чайной ложки сахара. Затем добавляем в каждый стакан одинаковое количество воды. Хорошо перемешиваем сахар, чтобы растворился. И подкрашиваем воду акварельными красками. Теперь берем шприц и набираем воду из первого стакана без сахара. И помещаем воду из шприца в бокал. Затем набираем воду из второго стакана. Шприц опускаем на дно бокала и медленно вливаем. Теперь набираем воду из третьего стакана. И также вливаем медленно в бокал. Далее набираем воду из четвертого стакана и также вливаем в бокал. Что вы видите? У нас получилась радужная вода.

Вывод: Чем больше добавляем сахар, тем больше плотность воды. Поэтому вода разного цвета не смешивается. Чем больше будет цветной воды, тем красивее будет радужная вода!

Ну что, по-моему мы справились и с этой задачей. И нам надо помочь Золушке справиться с другими заданиями. Переходим к следующему. Это задание называется:

3. «Надуватель для шарика».

Цель опыта: Узнать, почему же шарик надувается и что происходит, когда мы смешиваем соду и уксус.

Для этого задания нам понадобятся: воздушные шарики, пластиковые бутылочки, пищевая сода, уксус, воронки, ложечки.

Насыпаем в шарики по 2 чайной ложечки пищевой соды. В бутылочки аккуратно наливаем уксус (примерно 3-4 столовой ложки, через воронку). Надеваем шарики на горлышко бутылок и высыпаем соду из шарика в уксус. Что мы видим? Шарики начинают постепенно надуваться. Что произошло? (Высказывания участников).

Вывод: При смешивании соды и уксуса возникает химическая реакция, в результате которой выделяется углекислый газ. Этого газа становится еще больше, он уже не может уместиться в бутылке и выходит из нее, попадая в шарик. Именно поэтому шарик надувается.

А вот следующее задание мачехи наиболее сложное.

3. «Сортировка соли и перца».

Цель опыта: Доказать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!

Нам понадобятся: бумажное полотенце, 1 чайная ложка соли, 1 чайная ложка молотого перца, ложка, воздушный шарик, шерстяная ткань.

Приступаем к работе. Расстелите на столе бумажное полотенце. Насыпьте по одной ложки на него соль и перец. Начинаем научное волшебство! Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. А теперь попытайтесь отделить соль от перца. Получается? Нет. Не отчаивайтесь! Я вам помогу. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяную ткань. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы видите? Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Вывод: Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик о шерстяную ткань, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда — остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Давайте вспомним, что еще должна сделать Золушка? А следующее задание, которое дала злая мачеха – это приготовить цветное молоко.

4. «Цветное молоко».

Цель опыта: Проверить возможность рисунка на молоке.

Итак, для этого задания нам понадобятся: цельное молоко, пищевые красители, пипетки, жидкое моющее средство, ватные палочки, одноразовые тарелочки.

Наливаем молоко в тарелку, добавляем несколько капель красителей. Затем надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Что мы видим? Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться. Почему это происходит? (предположения участников).

Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

Ну вот, мы и с этим заданием помогли Золушке справиться. У нас осталось еще одно задание мачехи. Это сделать вулкан из цветной пены.

5. «Вулкан из цветной пены».

Цель опыта: Узнать, что происходит при смешивании соды и уксуса.

Нам понадобятся: одноразовые стаканы, акварельная или пищевая краска, жидкое моющее средство, пищевая сода, уксусная кислота, столовая ложка.

Приступаем! Набираем пол стакана воды и подкрашиваем акварельной краской. Добавляем немного моющего средства. Затем насыпаем в этот стакан 1 столовую ложку пищевой соды. Теперь стремительно наливаем уксус. И наблюдаем за красотой вулкана. У нас моментально начинается бурное извержение. Почему это происходит? (предположения участников).

Вывод: В результате этого химического опыта в реакцию нейтрализации вступили два вещества – сода и уксусная кислота. В процессе их взаимодействия происходит обильное выделение углекислого газа, который пенясь, выбрасывается из раствора.

Ну что, уважаемые коллеги, как вы думаете, помогли мы Золушке справиться со всеми заданиями злой мачехи? Что нам в этом помогло?

Обращаю ваше внимание: что при проведении экспериментов необходимое условие – безопасность детей. Все эти опыты по превращению жидкостей предполагают участие в них взрослых и детей.

III. Заключительная часть

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Уважаемые коллеги!

Желаю вам успеха в развитии интереса у детей к опытно – экспериментальной деятельности! Знакомясь с окружающим в ходе игр и развлечений, ребенок активно познает окружающий мир. А если игра интересная, он обязательно захочет узнать побольше. Мы считаем, что в результате проделанной нами работы есть положительные результаты:

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.

Памятка для педагога, организующего опытно-экспериментальную деятельность :

1. Критика – враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов;

2. Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения;

3. Воспитывать веру ребенка в свои силы;

4. Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца;

5. Заканчивать обсуждение по решению проблемы до появления признаков потери интереса у детей;

6. Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать оставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Вывод: Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возрастаДетское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Консультация для воспитателей и родителей «Секреты заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста» Как правильно выбрать стихотворение для ребёнка? 1. Стихотворение соответствует возрасту ребёнка. 2. Подбирайте стихи, которые интересны детям.

Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Мастер-класс для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста «Ёлочная игрушка»Мастер-класс для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста «Ёлочная игрушка» Мастер класс для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста "Ёлочная игрушка" Елена Новикова Цель: - создание условий для творческого.

Мастер-класс для воспитателей «Любопытный лисенок». Экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста «Метод экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Цель мастер-класса: Демонстрация.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Экспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконникеЭкспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконнике Ребёнок - дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Экспериментирование с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 марта 2022 в 11:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Экспериментирование с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Пономарева Валентина Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД