Строганова Александра Юрьевна
Конспект мастер-класса по экспериментированию для родителей в средней группе «Великий невидимка — воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: передать родителям опыт проведения экспериментальной деятельности с детьми.
Задачи: создание условий для экспериментальной деятельности; распространение педагогического опыта среди родителей; внедрение экспериментальных подходов в познавательной деятельности детей; прививать родителям активное участие в экспериментальной деятельности.
Публикация «Конспект мастер-класса по экспериментированию для родителей в средней группе „Великий невидимка — воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Материал: полиэтиленовые пакеты, пластиковые стаканы с водой, трубочки для коктейля, веера из бумаги, цветочки, бутылочки разного размера, музыкальные инструменты (дудочка, свисток, баночки с «запахом» и без запаха, кружочки- зелёный и красный.
Ход мастер-класса :
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности» С. Л. Рубинштейн
Добрый день уважаемые родители! Сегодня мы хотим познакомить вас с проведением экспериментов в детском саду. В течение дня мы проводили занимательные опыты, а также ребята рассказывали познавательную информацию, которую подготавливали дома вместе с родителями в форме беседы. Детское экспериментирование является одним из эффективных методов познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста. Интерес к окружающим объектам живой и неживой природы появляется очень рано.
Природа - неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребенок интуитивно оценивает себя ее частью, и поэтому взаимодействие с природой для него естественно. Они открывают для себя новый мир: стараются потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус. Существенную роль в этом играют опыты и эксперименты. Эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развивают мыслительную деятельность. В ходе эксперимента создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение,
самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Сейчас предлагаем Вам принять участие в лабораторных исследованиях.
Сначала отгадайте загадку:
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой.
Опыт 1 (поймать воздух)
В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
В пакете ничего нет, он пустой.
В: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Давайте наберём в пакет воздух и сделаем из него шарик, закрутите его. Что в пакете? Воздух.
В: А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? Видим.
В: Если мы видим свою руку, значит воздух какой?
Прозрачный, невидимый, бесцветный.
В: Развяжем пакет, выпустим воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? В нём нет воздуха, он весь вышел.
В: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
Опыт 2 (воздух внутри нас)
В: Чем мы с вами дышим? Воздухом.
В: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? Выходят пузырьки.
В: Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит.
Вывод: Мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков, чем больше мы вдохнём воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане.
Опыт 3 (воздух можно услышать)
В: Предлагаю вам услышать воздух. Нужно приставить к нижней губе бутылочки и подуть в горлышко. Возникает шум (затем подуть в свисток, в дудочку).
В: Что мы слышим? Звук.
В: Да, когда мы дуем в отверстие (инструмента или предмета) издаётся звук.
Звуки бывают только там, где есть воздух. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Вывод: Звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Опыт 4 (Ветер - это движение воздуха)
В: Итак, воздух окружает нас везде. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?
В: Возьмите веер, и помашите веером перед лицом, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
В: Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать. Возьмите веер и помашите им над цветком.
В: Почему цветок движется?
Веер движется и приводит в движение воздух, ветер заставляет двигаться
наш цветок.
Вывод: Наш опыт показывает, что ветер - это движение воздуха.
Опыт 5 (воздух не имеет запаха)
В: Вдохните носом воздух. Какого он запаха?
Без запаха.
В: Да, чистый воздух ничем не пахнет. Давайте проведем опыт, что находится внутри.
Игра «Узнай по запаху» (тарелочки с «пахучими» веществами)
В: Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.
Каждому ребенку подносит баночку и дает понюхать (чеснок, апельсин, лук, и пустую баночку без запаха).
В: Воздух движется, передает запах.
Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Опыт 6 (Воздух легче воды)
В: У меня в руках емкость из-под киндера, попробуйте их «утопить». Почему они не тонут?
Внутри киндеров есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.
Вывод: Воздух легче воды.
В: Давайте ещё раз все закрепим и поиграем в игру «Условные знаки».
Предлагаю вам взять со стола 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружочки.
Если вы со мной согласны, поднимите зеленый кружок, если не согласны, красный.
Давайте попробуем, будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон?
Воздух можно услышать?
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим?
Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов?
Человек может жить без воздуха?
Ветер - это движение воздуха?
Воздух может двигать предметы?
Воздух тяжелее воды?
Кроссворд
Газ, который выделяют из организма живые существа (углекислый)
Воздух плохо проводит (тепло)
Воздух при нагревании (расширяется)
Одно из свойств воздуха (бесцветность)
Воздух при охлаждении (сжимается)
Газ, который поглощают из воздуха живые существа (кислород)
Чистый воздух этого не имеет (запах)
Одно из свойств воздуха (прозрачность)
Смесь газов (воздух)
В: Что вы сегодня узнали о воздухе?
Воздух - часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
Воздух невидим, прозрачен.
Воздух может двигаться.
Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.
Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?
А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство - с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей.)
В: Молодцы, мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Уважаемые родители! Желаем вам успеха в развитии интереса у детей к исследовательской деятельности.