Светлана Баранова
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс для родителей.
Развитие мелкой моторики в домашних условиях.
Цель: Познакомить родителей с играми, приемами, упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики для использования в домашних условиях.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие мелкой моторики в домашних условиях“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- показать различные игры, приемы, виды упражнений для развития мелкой моторики;
Оборудование: подносы с манкой, красная фасоль, горох, макароны разных фракций с отверстиями, стаканчики одноразовые, тарелочки одноразовые, шнурки для нанизывания макарон, прищепки с шаблонами, «сухой бассейн» с фасолью и мелкими игрушками.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня наша встреча пройдет в форме мастер-класса. Я познакомлю вас с играми, которые помогут вам в домашних условиях развивать мелкую моторику рук вашего ребенка.
Что такое мелкая моторика? Кто-нибудь знает из вас?
ОТВЕТЫ родителей
С научной точки зрения мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук.
А развитие мелкой моторики – это развитие мелких мышц пальцев рук.
Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга расположены близко друг другу. И поэтому когда мы стимулируем, развиваем мелкие мышцы пальцев рук, происходит возбуждение, и это возбуждение передается и на центры речевой зоны и тем самым способствует развитию речи. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Не с проста с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.
Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства. Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Для чего нужно развивать моторику рук у ребенка? (Ответы родителей)
Как мы уже с Вами определили, развитие мелкой моторики способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.
Существует много способов развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Один из них – пальчиковые игры, сопровождаемые чтением стихотворений. Это веселые упражнения для пальчиков и ручек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также полезны для их общего развития. Сейчас я познакомлю вас с некоторыми. Повторяйте за мной.
«БЕЛОЧКА»
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому. (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку
«ПАЛЬЧИКИ»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
«КАПУСТА»
Мы капусту рубим, мы капусту рубим.
Мы морковку трем, мы морковку трем.
Мы капусту солим, мы капусту солим.
Мы капусту жмем, мы капусту жмем.
Вот такие небольшие стихи, сопровождаемые движениями пальцев рук, ладоней и кулачков помогают детям не только развить моторику, но и … (что?- вопрос к родителям). Ну конечно, речь, память.
Игры с манкой. Вот еще интересная игра, с которой я хочу вас познакомить. Она очень проста. У каждой хозяйки на кухне есть манка, пшено. На яркий цветной поднос с высокими бортиками насыпаете крупу. Для начала дайте ребенку потрогать её, набрать в кулачок, «посолить», а потом возьмите его руку в свою и нарисуйте простые рисунки: фигуры, волнистые и прямые линии, солнышко, тучку с дождиком.
Предлагаю родителям поиграть в эту игру.
А как вы думаете, чем эта игра может быть полезна для вашего ребенка? Какие игры еще можно придумать с манкой?
1. Пересыпание из одной емкости в другую.
2. Насыпание крупы ложкой в сосуд.
3. Нахождение предметов в крупе (ищем клад) пальчиками, ложкой, ситечком.
Манка успокаивающе действует на ребенка и способствует развитию воображения. А вы почувствовали этот эффект?
Бусы из макарон. Вот еще одна интересная игра. Вам понадобятся макароны с отверстиями и шнурок. Покажите малышу, как нанизать макароны на шнурок: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием. А рядом вы можете делать свои бусы. Предлагаю вам попробовать нанизать макароны. Поверьте, это для детей очень трудно сделать.
Какие варианты игр можно еще придумать с макаронами и что они могут развить или чему могут научить вашего ребенка.
1. Выложить дорожку из макарон или геометрическую фигуру.
2. Чередование узора.
3. Классификация макарон по форме или цвету и размеру.
Игры с фасолью. Я предлагаю вам побыть Золушками и рассортировать фасоль и горох по баночкам. Усложним задачу – будем делать это на скорость.
Игра «Сухой бассейн». Родители ищут игрушки в фасоли и на ощупь определяют, что они нашли.
Предложите, пожалуйста, свои варианты игр с фасолью. А что мы развиваем у ребенка, играя в эти игры?
Игры с прищепками. Очень дети любят играть с прищепками.
Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
(Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).
Кыш!
Кусается больно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
– Но я не играю с тобою, малыш!
– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»! О. Крупенчук
Гусь
Гусь стоит и все гогочет-
Ущипнуть тебя он хочет!
Кусь, кусь, кусь!
Никого я не боюсь!
Массаж шестигранными карандашами.
Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Сейчас, я предлагаю вам игры с элементами самомассажа. Развитие мелкой моторики детей с помощью «Су – Джок» массажеров.
Су-Джок терапия – это одно из направлений восточной медицины, разработанное южнокорейским профессором Пак ДжеВу. В основе метода Су-Джок лежит система соответствия кистей и стоп всему телу. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. «Су»-кисть, «Джок» - стопа.
Применяются Су - Джок - массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Массаж ладоней шариком
Гладь мои ладошки ёж
Ты колючий, ну и что ж
Я хочу тебя погладить
Я хочу с тобой поладить
(катать мячик от кончиков пальцев к запястью; в ладони по кругу; перебирать кончиками пальцев; сжимать пальцами, крутить пальцами; сжимать в руках)
Массаж пальцев эластичным кольцом.
Мальчик-пальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег в кровать
Этот пальчик уж вздремнул
Этот пальчик уж уснул
Этот пальчик крепко спит
А тебе спать не велит!
(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)