Казанцева Наталья
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая консультация в формате Мастер-класса для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях»
Цель: Познакомить родителей с играми, приемами, упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики для использования в домашних условиях.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Оборудование: разносы с манкой, красная и белая фасоль, макароны разных фракций и форм с отверстиями, стаканчики одноразовые, тарелочки одноразовые, шнурки для нанизывания макарон, прищепки с шаблонами, «сухой бассейн» с фасолью и мелкими игрушками, пробки, бумага для смятия, пластилин, картон.
Ход мастер-класса :
Сегодня наша встреча пройдет в формате мастер-класса. Я познакомлю вас с играми, которые помогут вам в домашних условиях развивать мелкую моторику рук вашего ребенка.
Но сначала выясним : что такое мелкая моторика?
Понятие «мелкой моторики» известно каждой маме, но что это такое на самом деле, мало кто представляет. Между тем, развитие мелкой моторики рук стимулирует развитие речи и мышления у детей. Поэтому крайне важно уделять этому достаточное внимание с самых ранних лет крохи. Как развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста?
Что такое мелкая моторика и для чего она нужна? Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у малыша память, логика, речь, внимание и мышление. Дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей. Когда малыш еще совсем маленький, мама берет его ладошки и осторожно разминает его пальчики по несколько минут несколько раз в день. Постепенно добавляются массажные движение, не сложные пальчиковые игры и прочие упражнения. Когда малыш немного подрастет, ему следует давать трогать на ощупь различные поверхности, отличимые по своей текстуре. Можно играть с ним в песочнице, предлагать в качестве игры пришитые к ткани пуговицы. Чем больше поверхностей освоит кроха в этот период, тем лучше будет для его развития. Когда ребенок становится взрослей, с ним можно играть в различные полезные игры. Хорошо, если ребенок приучится хранить игрушки в отдельных коробках. В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются и игрушки ребенка. Теперь вместо погремушек и плюшевых мишек в арсенале появляются конструкторы, наборы для творчества, имеющие множество мелких деталей. Некоторые мамы пугаются, что давать ребенку игрушки с мелкими открепляющимися предметами опасно, но эти опасения напрасны: во-первых, играть малыш будет под контролем взрослых, а во-вторых, польза от подобных увлечений будет огромной. Один из способов развития мелкой моторики рук из них – пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики рук у детей. Для занятий не нужно никакой особенной подготовки. Заниматься можно где угодно и когда угодно: в поликлинике в очереди к врачу, по дороге в детский сад или на кружки и секции, на прогулке, в транспорте и так далее. Причем любые действия пальчиками интереснее подкреплять каким-нибудь занятным стихотворением, песенкой или коротенькой сказкой.
Игры-шнуровки. Наверное, многие родители помнят подобные игрушки еще с ясельного возраста своих детей. Такие игрушки представляют собой множество деталей с отверстиями под шнурок. Ребенок может нанизывать их на шнурок, продевать его в отверстия, что позволяет не только развивать мелкие мышцы пальцев рук за счет подобных нанизываний, но и за счет работы с различными поверхностями, материалами и фактурами. Кроме того, чем старше становится ребенок, тем сложнее должна быть шнуровка на подобных игрушках, иначе ожидаемые результаты не оправдают себя.
Шнуровки быстро надоедают ребенку, поэтому одной-двумя игрушками вряд ли можно обойтись. Но и тратить много денег на приобретение всех возможных шнуровок не стоит. Игрушку-шнуровку в состоянии сделать любая мама. Для этого понадобится плотный картон, цветная бумага или цветные лоскуты ткани, клей, шнурки, тесьма и немного фантазии. Изготавливать такие игрушки можно вместе с ребенком, это также положительно повлияет на развитие моторики и общее развитие малыша.
Конструкторы. Благодаря работе детей с конструкторами различных видов, в том числе Лего, можно развивать моторику, пространственное мышление, логику, понятие цветов. На сегодняшний день конструктор, пожалуй, лучший способ активного развития дошкольника. Однако, это не означает, что если родители купили ребенку какой-нибудь из видов конструкторов (или сразу все, что теперь с его развитием автоиатически вс будет в порядке. Малыша нужно заинтересовать, показать, как работать с тем или иным видом игрушек, а также выбрать конструктор в зависимости от возраста ребенка. Для детей 3-4 лет все детали конструктора должны быть крупными и легко собираться. С мелкими деталями у малышей возникнут проблемы: они могут их растерять, не суметь соединить их из-за мелкого размера. Чем старше становится ребенок, тем мельче должны становиться детали в выбранном для него конструкторе. Мелкие детали конструкторских наборов не только положительно влияют на развитие моторики рук, но и способствуют тому, чтоб ребенок становится более собранным и внимательным к мелочам. Чтобы заинтересовать ребенка работой с конструктором, сразу после покупки поиграйте с ним вместе. Соберите башню, автомобиль, самолет или что-то другое. Не требуйте от ребенка четко следовать предложенным инструкциям. Предоставьте ребенку свободу для творчества, пусть фантазирует. В следующий раз предложите ребенку что-либо собрать самостоятельно и потом показать вам результаты своего личного творчества. Если после игры ребенок не захочет сразу разбирать собранный самолетик, не настаивайте. Пусть какое-то время он покрасуется на полке в собранном виде. Ребенок начинает гордиться плодами своей работы, стремиться в следующий раз сделать что-то более сложное и красивое.
Аппликации. Заниматься аппликацией под присмотром родителей дети могут уже с 3 лет. Умение вырезать из цветной бумаги различные, иногда одинакового размера фигурки и наклеить их на картон, развивает мышцы кисти, воображение. Здесь так же, как и с конструктором, размеры вырезаемых деталей аппликации имеют значение. Если ребенок еще мал, то вполне допустимо делать аппликации из 2-5 больших фигур. Чем старше становится малыш, тем мельче становятся используемые в аппликациях фигурки. Также можно заниматься изготовлением поделок из природного материала, пуговиц, цветных лоскутков ткани и прочего материала. Такие занятия хорошо влияют на развитие фантазии и творческих навыков.
Лепка. Лепить можно из чего угодно. Можно приобрести ребенку пластилин (их существует множество видов). Родители смогут выбрать материал для лепки на свой и ребенка вкус. Можно изготовить материал для лепки самостоятельно из муки и соли. Такое тесто предназначено для работы малышей и взрослых, оно легко разминается, хорошо лепится. Кроме того, после высыхания такие поделки можно раскрашивать красками, покрывать лаком.
Оригами и другие занятия с бумагой. Они не только полезны для развития, но и являются прекрасным досугом для семьи.
Вот некоторые игры для развития мелкой моторики малыша, которые хочется предложить Вам в домашних условиях и «без заморочек».
Игра «Иголки для ежика», «Лучики для солнышка»
Можно вырезать желтый круг из картона и прицепить к нему прищепки. С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики для солнышка и т. д. Это еще и хорошее тактильное упражнение. Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами.
Игра «Развесим бельё»
Взрослый натягивает шнурок, а ребенок вешает на него прищепки.
Игра «Разноцветная фасоль»
Для игры понадобиться фасоль двух цветов, одно блюдце большое и два маленьких. Смешайте всю фасоль в большом блюдце, затем разложите по несколько фасолин в маленькие емкости: в одно блюдце – белую фасоль, в другое блюдце – красную. Таким образом разделив ее всю по цвету. Будьте внимательны, малыш обязательно захочет попробовать фасоль на вкус. Сортировка крупы не только развивает пальчики, но и развивает математическое мышление.
Игра «Рисование на манке» Вот еще интересная игра, с которой я хочу вас познакомить. С помощью нее развивается творческое мышление, фантазия, воображение, мелкая моторика и многое другое.
На яркий цветной разнос с высокими бортиками насыпаете крупу. Для начала дайте ребенку потрогать её, набрать в кулачок, «посолить», а потом возьмите его руку в свою и нарисуйте простые рисунки: фигуры, волнистые и прямые линии, солнышко, тучку с дождиком. Варианты игры: пересыпание из одной емкости в другую. Насыпание крупы ложкой в баночку.
Игра «Поиск клада»
Это очень полезно, так как во время таких "раскопок" ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.
Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект. Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме — фасоль, горох, гречка, пшено, рис и тд. ,Также пусть у вас будут под рукой мелкие игрушки, небольшие машинки.
Упражнения с карандашами
Катать карандаш между ладонями обеих рук - от кончиков пальцев до ладони.
Катать карандаш подушечками двух пальцев поочередно, правой и левой рукой.
Упражнение «Шагаем в пробках»
Две пробки от пластиковых бутылок кладем резьбой вверх. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги.
Сопровождается стихотворением «Мишка косолапый» и др. Такая игра поможет нам в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук.
Упражнение с бумагой
Смять обычный лист бумаги, разорвать лист бумаги на мелкие кусочки.
Игра «Сухой бассейн»
Используем фасоль и горох. Итак, давайте немного поиграем! Перед вами стоит миска с фасолью, запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто.
А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить одно от другого.
Игра «Собери палочки»
Рассыпьте перед малышом длинные макароны, счетные палочки, ватные палочки. Попросите ребенка собрать их в пучок или опустить по одной в узкое отверстие (бутылочку с узким горлышком, прорезь в коробочке).
Игра «Баночки от крема»
Возьмите несколько разных баночек с крышками небольшого размера от косметических средств, аптечных препаратов.
Предложите ребенку отвинтить все крышечки, а затем, перемешав их, снова закрыть. Можно играть с тремя-пятью баночками и более. Обратите внимание: все баночки должны быть разными, чтобы к каждой из них подходила только своя крышка. Игра развивает еще и зрительное восприятие, и зрительную память.
Игра «Сделай бусы»
Развивать мелкую моторику можно и при помощи макаронных изделий. Мне нравится этот способ тем, что пока мама занимается своими делами ребенок может провести время с пользой. Сделать такие бусы из макарон своими руками совсем не сложно. Потребуются макароны с крупным просветом и шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы. Варианты игры:
Выложить дорожку из макарон или геометрическую фигуру.
Вообще крупы и макаронные изделия – не только ценный пищевой продукт в арсенале каждой хозяйки. Это еще и хороший игровой материал, который развивает мелкую моторику и фантазию у детей от года. Несложно организовать игры с гречневой, манной, рисовой крупами, чечевицей или фасолью, макаронными изделиями. Желательно постепенно знакомить детей с каждым из сыпучих материалов. Они имеют разный цвет, форму, степень твердости, что обеспечивает богатство впечатлений и ощущений. Польза дидактических игр с крупами доказана психологами, логопедами и другими детскими специалистами. Занятия стимулируют и развивают :
• мелкую моторику, важную для рисования и письма;
• воображение и внимание;
• чувственное восприятие;
• сенсорное познание веществ и предметов;
• речевое развитие.
Варианты игр:
• перекладывать сыпучие в емкости или детскую посуду с помощью ложки или кружки;
• брать пинцетом фасоль, макаронные изделия или горох;
• бросать крупинки через узкое отверстие в банке, слушая звуки;
• искать ручками в баночке с сыпучими маленький «клад» (игрушку, конфету);
• искать в манке более крупные сыпучие (макароны, фасоль);
• выкладывать из крупы цветные буквы, дорожки;
• самостоятельно зарывать и откапывать мелкие игрушки;
• сыпать мелкую крупу, манку или соль щепоткой;
• топтаться ногами по крупе, рассыпанной в тазике (игра в Челентано)
• Накорми Дона Педро макаронами (из смеси круп выбрать макароны и опускать в рот-отверстие)
• Готовим пиццу (вдавливание круп, бусинок и прочих мелких предметов в тесто или пластилин)
• Робинзон и Пятница (сортировка белой и красной фасоли)
• Сенсорные коробки (наполненные различным мелким материалом)
• Счетные палочки (использовать макароны как счетный материал)
Хочу сказать, что если дома вы будете устраивать вот такие тренировки по 15-20 минут в день, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.
Практическая деятельность:
1. Изготовление браслета, бус из разноцветных макарон (предварительно покрасить гуашью)
2. Изготовление пособия «Ежик» из пластилина для нанизывания макарон на иглы-спагетти
3. Шедевр макаронного искусства (картина из макарон) «Цветы для мамочки»
Единственный и, пожалуй, самый главный совет заключается в своевременности занятий. Не надо дожидаться негативных результатов, заниматься с малышом следует с самого рождения, регулярно и систематически. Некоторые родители, родив ребенка, не спешат утруждать себя развивающими занятиями. Когда же возникает какая-либо проблема (например, малыш не разговаривает, или плохо держит ручку в руке, они устраняют проблему упражнениями и занятиями, но после этого ребенок вновь предоставляется сам себе до нового «несоответствия» нормам. Во время совместных занятий старайтесь вызывать у ребенка только положительные эмоции. Почаще хватите его, подбадривайте и поощряйте то, что он делает. Если что-то не получается у малыша с первого раза, предложите ему помощь. Меняйте вид деятельности ребенку, чтобы он не занимался чем-то одним. Итак, мы выяснили, что мелкая моторика – не пустой звук и, чтобы ребенок был развитым и успешным в будущем, ей следует уделять серьезное значение. Надеюсь, что мои рекомендации помогли вам принять для себя правильное решение и выбрать те способы развития моторики, которые больше подходят вашему ребенку.
Вручить каждой маме буклет и предложить заполнить анкету.
Анкета для родителей
1. Насколько вы удовлетворены сегодняшней встречей?
(нужное подчеркнуть)
- полностью удовлетворен,
- частично,
- не удовлетворен.
2. Что произвело наибольшее впечатление?
___
3. Что не понравилось?
___
4. Считаете ли вы целесообразным проведение подобных встреч?
- да,
- не знаю,
- нет.
5. Ваши предложения и пожелания: ___