Наталья Бабушкина
Мастер-класс для родителей по проведению артикуляционной гимнастики с детьми в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для родителей по проведению артикуляционной гимнастики с детьми в домашних условиях.
Автор: Бабушкина Н. Л., учитель-логопед, МБДОУ Мотыгинский д/с «Белочка»
Цель мастер-класса:
Публикация «Мастер-класс для родителей по проведению артикуляционной гимнастики с детьми в домашних условиях» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома.
Участники: родители детей речевой группы, учитель-логопед.
Место проведения: методический кабинет.
Оборудование: экран, ноутбук, проектор, маленькие зеркала, картинки - символы для выполнения артикуляционных упражнений.
Содержание мастер – класса:
Теоретическая часть.
1. Обозначение темы, ее актуальности.
2. Раскрытие логопедом понятий: артикуляционный аппарат, артикуляционная гимнастика (с использованием интерактивной презентации).
3. Знакомство родителей с особенностями работы артикуляционного аппарата дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Объяснение значимости артикуляционной гимнастики для коррекции и развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая часть.
1. Общие рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики.
2. Показ (логопедом) и объяснение выполнения артикуляционных упражнений с демонстрацией соответствующей картинки-символа. Выполнение родителями упражнений перед зеркалами.
3. Ответы на вопросы родителей.
Подведение итогов: мнение родителей о полученной информации (понятна, полезна и важна ли она будет для них); доступны ли артикуляционные упражнения для родителей в выполнении; что необходимо сделать, чтобы стали доступны.
Ход мастер – класса:
Теоретическая часть.
1. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в мастер – классе по проведению артикуляционной гимнастики с детьми в домашних условиях. Мастер – класс предполагает не только получение вами определенной информации по теме, но и практической деятельности в этом направлении.
Как известно, дети с общим недоразвитием речи имеют особенности в развитии всех сторон речи: словарный запас, грамматический строй, фонематическое восприятие, звукопроизношение. Родители в первую очередь обращают внимание на внятность речи ребенка, потому что является наиболее заметным для восприятия окружающих людей. Это основная причина обращения к логопеду.
Произношение звуков сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями. Очень важным в коррекции речевых нарушений дошкольников является артикуляционная гимнастика. Мышцы языка, губ, щек, как и остальные мышцы нашего тела нуждаются в тренировке.
2. Артикуляционная гимнастика – Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Артикуляционный аппарат - анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твёрдое нёбо (ротоглотку, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.
(Показать схему артикуляционного аппарата)
3. У детей с тяжелыми нарушениями речи мы можем наблюдать : слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц либо напряженность мышц органов артикуляции, губы не принимают участие в артикуляции звуков, наблюдается тремор (дрожание) языка и голосовых связок при нагрузке. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом звучания речи. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Вы можете столкнуться с нежеланием ребенка выполнять артикуляционные упражнения. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры!
Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или придумать сказку про веселого язычка.
II. Практическая часть.
При проведении артикуляционной гимнастики
необходимо соблюдать следующие рекомендации:
1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см., в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
4. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка.
5. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
6. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.
7. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
8. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
9. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.
10. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата.
11. Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.
12. Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
13. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.
14. Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
2. Уважаемые родители, сейчас я буду наглядно показывать и объяснять выполнение артикуляционных упражнений с демонстрацией картинок символизирующих эти упражнения. Вы внимательно сморите, затем перед зеркалом повторяете упражнения. Выполняйте упражнения неспеша, запоминайте положение органов при каждом упражнении. Вы будете это затем объяснять своему ребенку. От того, как вы объясните и покажете будет во многом зависеть, насколько правильно станет выполнять эти упражнения ребенок.
Упражнения для губ
«Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем
«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой, зубы сомкнуты.
Мои губы – трубочка превратились в дудочку.
«Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь - слонёнок я, видишь – хобот у меня.
Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.
Упражнения для щек
Похлопывание и растирание щек.
«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
«Голодный хомячок». Втянуть щеки.
«Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Упражнения для языка
«Накажу непослушный язычок» Это упражнение является самомассажем для языка. На губу язык клади, пя-пя-пя произноси.
«Лопаточка» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.
«Чашечка» Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Язык широкий положи, его края приподними.
«Иголочка» Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну, до пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять – иголку я могу держать.
«Часики» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
Влево - вправо
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
«Качели» Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
На качелях я качаюсь:
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
«Чистим зубки»Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.
Чищу зубы, чищу зубы
И снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели чтоб они.
«Лошадка» Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.
«Маляр» Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Красить потолок пора, пригласили маляра.
Ниже челюсть опускаем, язык к нёбу поднимаем.
Проведём вперёд – назад – наш маляр работе рад.
«Вкусное варенье» Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ох и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
3. А теперь, уважаемые родители, если есть вопросы по артикуляционным упражнениям, вы можете их задать.
III. Подведение итогов.
Уважаемые родители, сегодня мы с вами актуализировали и пополнили ваши знания об особенностях речевого развития ваших детей. Вы имели возможность познакомиться с понятиями: «артикуляционный аппарат», «артикуляционная гимнастика». А также обозначили, насколько значима артикуляционная гимнастика для коррекции и развития речи дошкольников с ОНР. Вы имели возможность сами выполнить упражнения артикуляционной гимнастики.
- Как вы считаете насколько понятна, полезна информация, которую вы получили сегодня на мастер -классе? Если есть дополнительные вопросы, задавайте.
- Насколько сложно или легко было выполнять артикуляционные упражнения? В чем были трудности? Как вы считаете, что нужно делать, чтобы преодолеть эти трудности?
- Как вы считаете, сложно ли вашему ребенку будет выполнять эти упражнения? Полезны ли будут они для него?
- Полезным ли для вас и вашего ребенка будет то, что вы практически сегодня выполняли?
- Если есть вопросы и пожелания, вы можете их высказывать.
Спасибо за внимание и ваше активное участие в мастер – классе!
Фотоотчет по мастер – классу: