Алеся Деева
Мастер-класс для родителей, педагогов «Играя, речь развиваем. Игры на кухне»
▼ Скачать + Заказать документы
Играя, речь развиваем. Игры на кухне
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г. ШАРЫПОВО
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально – личностному направлению развития детей»
Мастер класс для родителей, педагогов.
Публикация «Мастер-класс для родителей, педагогов „Играя, речь развиваем, Игры на кухне“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры на кухне с детьми
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мастер-классы для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
«Играя, речь развиваем. Игры на кухне»
Деева Алеся Александровна,
учитель - логопед
Мастер класс для родителей, педагогов.
«Играя, речь развиваем. Игры на кухне»
Цель. Формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах использования речевых игр в домашних условиях.
Задачи:
Расширять взаимосвязь логопеда с родителями воспитанников
- развивать речь и воображение ребёнка,
- активизировать словарь,
- расширять кругозор ребёнка,
- привлекать его к выполнению простейших поручений,
- развивать звуковое восприятие, мелкую моторику рук, способствовать развитию грамматического строя речи.
- воспитывать культуру речи.
Ход мастер-класса.
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
I. Приветственное слово.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Часто мы слышим от родителей вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи. Сегодня мы будем учиться иг-рать с детьми (вами). на кухне.
В ходе мастер - класса хотелось бы показать применение некоторых обычных предметов из домашнего окружения для организации игр по речевому развитию, а также как обыденные действия можно превратить в обучающие игры для ребёнка. Вы можете изменять игры с учетом возраста и способностей вашего ребенка. Все они подобраны для того, чтобы развивать у ребенка память, фантазию, мышление, ловкость, координацию движений, тренировать мелкую моторику рук.
Как утверждал Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Для того, чтобы узнать какие бывают игры, предлагаю вам выбрать понравившийся лепесток цветка и прочитать на нём название.
II. Практическая деятельность
Вначале мы рассмотрим игры на развитие речевого дыхания.
Формирование речевого дыхания предполагает выработку направленной воздушной струи. Это считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.
Техника выполнения упражнений:
•воздух набирать через нос;
•плечи не поднимать;
•выдох должен быть длительным и плавным;
•необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
•нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению. Начинать нужно от 1-2 минут и постепенно доводить до 5-7 мин.
1.«Чайник закипел», «Буря в стакане».
Для организации игры понадобится стакан, вода и трубочка для коктейля.
В стакан с водой вставить трубочку для коктейля. Сначала потихоньку
выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит,
еще усиливаем выдох - вода бурлит.
2. «Кораблики».
Для игры нужны таз с водой, мелкие плавающие предметы.
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик, чтобы он поплыл.
Можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Дуем на кораблики с разной силой. Можно устроить соревнование.
3. «Что пахнет?»
Для игры «Что пахнет?» нужны фрукты и овощи.
Нарезать фрукты, овощи кусочками. Разложить в блюдца. Завяжем глаза и начинаем играть. Сделать глубокий вдох носом, на выдохе сказать: «Ах, как пахнет лимон (апельсин, чеснок, огурец и т. п. !»
Благодаря таким упражнениям, мы тренируем у ребёнка правильное речевое дыхание.
Игры на развитие мелкой моторики рук.
Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами.
• Крупу можно перебирать,
• просеивать через сито,
• пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так,
• рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке,
• делать аппликации крупой на пластилине,
• искать спрятанные в крупе мелкие игрушки,
• проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки, нанизывать макароны на шнурок и т. д.
Разнообразие занятий с крупами ограничено лишь вашей фантазией, и каждое из них будет по-своему полезно для детских пальчиков.
Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики.
Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть.
Вылепите цифры или буквы, украсьте их по вашему желанию, подсушите и играйте с настроением :
«Угадай букву, цифру» (с закрытыми глазами или в «чудесном мешочке»)
Игры на развитие звукового восприятия и фонематического слуха
Кухня – подходящее место и для развития звуковосприятия.
1. «Слушаем звуки».
- Сейчас, представьте, что вы находитесь на кухне. Что вы могли бы услышать там во время приготовления обеда? Для этого закройте глаза и не подсматривайте. (Логопед издаёт отдельные звуки).
(Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки. Потрите на терке сырую морковку, прошуршите пакетиками со специями, погремите горохом или гречкой в стеклянной банке и т. д. А ребенок пусть попробует отгадать, закрыв глаза.)
2.«Составляем меню».
Предложите ребёнку поучаствовать в составлении меню. Например, в понедельник будем готовить пудинг, позы, картофельное пюре, во вторник — ватрушки или вареники; в среду – сырники, спагетти и т. д., четверг - чебуреки, пятница – пельмени, суббота – суп, селёдку под шубой, в воскресенье – винегрет, вермишель. Заодно и дни недели выучите.
3.«Звучащие баночки», «Что звучит?», «Найди пару».
Для этой игры понадобятся пластмассовые баночки или сшитые небольшие мешочки, разная крупа или мелкие предметы: ракушки, камешки.
Насыпать в баночки разные крупы. Потрясти баночку, отгадать, что там звучит.
Определить одинаковые наполнители, составить пары.
Ребенок выполняет действия, называет крупы.
4. Включить запись звуков кухни. Детям нравятся современные гаджеты. Использование интернета в телефоне доставит много радости и большим и маленьким.
5. «Убираем посуду».
Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т. д.
6. «Покупки» Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:
Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?
Выполняя такие упражнения, у ребёнка развивается звуковое восприятие.
Он учится слышать и различать речевые звуки.
Игры на развитие грамматического строя речи
1.«Большой –маленький»
Цель: Учим использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.
- Я называю большие предметы, а ты их будешь уменьшать: апельсин – апельсинчик, помидор – помидорчик, огурец – огурчик…
2. «Чего не стало?»
Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов– 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.
3.«Где что находится?». Научить употреблять предлоги. Попросите ребёнка помочь найти «спрятавшиеся» предметы: кастрюлю, половник, табуретку… Оказывается, кастрюля «прячется» в шкафу, половник – на полке, табуретка – под столом, вилка лежит около ложки и т. д. А что висит на стене, стоит в холодильнике, лежит под шкафом, около стула?
4. «Один и много»
Например:
Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол - столы…
5. «Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т. д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный холодильник, красное полотенце, красный стол, красное окно, красная рука и прочие.
6. «Я внимательный»
Будем называть предметы, которые видим, а еще обязательно укажем – какие они. Например: вот стол. Он деревянный. Вот кошка – она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот ложка – она железная. Вот тарелка – она фарфоровая.
Игры на обогащение словарного запаса.
1. «Разные слова»
В игре можно использовать любые предметы.
Цель — развитие умения подбирать, к слову-предмету, как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
-Давай назовем какой апельсин?
Ребё нок: Круглый, оранжевый, вкусный, ароматный, кисло-сладкий, цитрусовый, большой.
Таким же образом подбираем слова к другим предметам. (помидор, огурец, морковь, яблоко)
2. «Наши помощники».
Как, одним словом, назвать прибор, который варит кофе (кофеварка, режет овощи (овощерезка, мелет кофе (кофемолка, выжимает сок (соковыжималка, мясо рубит (мясорубка, чистит картофель (картофелечистка?
3.«Угощаю». Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «соленые», «сладкие», «кислые», «горькие», «холодные» слова.
Например, называйте только «сладкие» слова: мед, конфета, арбуз…
4.«Давай искать на кухне слова». Попросите ребенка подумать и сказать, какие слова можно «вынуть» из борща? (свекла, капуста)
Из холодильника? Кухонного шкафа?
Надеемся, вы поняли принцип, как играть в логопедические игры на кухне да и в любом другом месте. Обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью.
Ш. Рефлексия. Подведение итогов мастер - класса.
В заключение я предлагаю пододвинуть к себе подносы с манкой, подумать и нарисовать впечатления о сегодняшней нашей встрече.
Родители рисуют на манке.
Я думаю, что из нашей встречи вы возьмете для себя что-то новое и интересное.