Джамиля Алибекова
Мастер-класс для родителей «Игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
План проведения:
1. Вступительный этап:
· введение в проблему;
· создание проблемной ситуации.
2. Основная часть:
· игротека;
3. Подведение итогов собрания:
· обратная связь;
Здравствуйте уважаемые родители. Собрались мы сегодня с вами в начале нового учебного года. Хотелось бы сегодня поговорить конкретно о наших детях, о достижениях, проблемах. Ваши дети стали старше, в связи с этим у них увеличиваются их обязанности. И мне бы очень хотелось, чтоб Вы - родители относились серьезно к образовательному процессу. Ведь Родители являются первыми педагогами. С каждым годом увеличивается число детей, имеющих те или иные нарушения речи. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка
Сегодня я продемонстрирую вам некоторые приемы и средства, с помощью которых мы развиваем мелкую моторику рук и речь детей.
2 Но вначале, давайте мы с вами проведём игру-разминку:
«КОМПЛИМЕНТ»
Стоя в кругу, дети и родители берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
- А теперь я хочу показать и провести с вами некоторые речевые игры и упражнения, которые вы можете провести дома. Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем.
2. Для выработки навыка деления слов на слоги можно с детьми провести следующие игры «Добавь слог». Взрослый произносит первый слог, а дети – второй: ши-на, ми-на, пе-на, сум-ка, ро-за, Ва-ня, со-ва и т. д
3. Игра «Договори слово» :Взрослый произносит первое слово, а ребенок добавляет второе слово : Большая – машина, низкий -…., соленый …., кислый- …. мягкая - …., длинный -….;
4. Сейчас проведем игровое упражнение «Если бы….» на развитие творческого мышления
предлагает пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то….» пример - то сделала бы так, чтобы все люди были счастливы.
«Если бы я стал невидимым….» Я бы таскал из кухни конфеты
«Если весна не наступит …»Мы её позвали бы, «Мы пойдём её искать
Вывод: такие игры развивают фантазии, мышление и речь ребенка.
II. На занятиях по развитию речи и обучению грамоте я провожу дыхательную и Артикуляционную гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.
Можно использовать разнообразные мимические упражнения, игровую зарядку языка и лица: я использую разнообразные имитационные упражнения: подуем на пушинку, остудим горячий чай, кончиком языка сделать «часики», «пробуем вкусное варенье у бабушки»….
А теперь кусочек игрового упражнения :
ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,
С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
III А сейчас мы проведем с вами кинезиологические физминутки. Для улучшение памяти, внимание, речи а также развивает моторику рук
3.1Упражнение «Колечко».
(Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу, произнося слоги: рэ-ры…
3.2 простейшее упражнение «Фонарик» (соединять в щепоть и раскрывать все пальцы правой и левой рук поочерёдно).
Фонарик погас! – Фонарик зажёгся!
Сочетать с произнесением слогов: ша-шо…
3.3Упражнение с усложнением задания - «Зайчик, Колечко, Цепочка»
Вывод: эти упражнения улучшают память, внимание, развивают моторику, речь, чувство ритма.
Участники выходят в круг
4 Очень нравится детям пальчиковые игры с мелкими предметами: с карандашами, крышками, орехами, массажными мячами, узелками
Пальчиковые игры – прекрасный способ развлечь ребенка и с пользой провести время в очереди в поликлинике, во время путешествий. Но и в обычных ситуациях им чаще стоит уделять время. :
Пальчиковые игры можно разделить на три группы:
а) игры без предметов;
б) игры с предметами;
в) игры с использованием атрибутики.
Игры без предметов обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук.
Пальчиковая игра «Семья»
Этот пальчик — дедушка,
(согнуть пальцы в кулак, затем разгибать их начиная с большого)
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
Я покажу вам упражнение с предметами
«Орех»(движения соответствуют тексту)
«Я катаю свой орех
По ладоням снизу вверх.
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю свой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Вывод: Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», «право», разучивают счет, да и просто улучшается настроение.
Общий вывод:. В заключении, нашего мастер-класса мне бы хотелось сказать; Играть в игры весело и занимательно. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для ребёнка. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Большое спасибо за внимание и за участия!