Лилия Кузнецова
Конспект мастер-класса для родителей «Игры на кухне для деловых и занятых родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах гармонизации внутрисемейных отношений.
2. Познакомить с играми, которые помогут развить речь и воображение ребёнка, активизировать словарь, расширить кругозор, а также помогут привлечь детей к выполнению простейших поручений.
Публикация «Конспект мастер-класса для родителей „Игры на кухне для деловых и занятых родителей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры на кухне с детьми
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Оборудование: Набор кухонной мебели и утвари. Стакан, трубочка для коктейля. Бумажные кораблики, миска с водой. Атрибуты к игре в магазин: сумка, продукты. Столовые приборы: ложки, вилки, палочки для роллов. Печенье «Соломка». Воздушные шарики, наполненные разными крупами для игр «Что внутри», «Найди пару». Баночки, наполненные разными крупами для игр «Что звучит», «Найди пару». Муляжи овощей и фруктов. Макароны, шнурки. Подносы со слоем манки по количеству родителей. Грецкие орехи для массажа рук. Магниты для игры на холодильнике. Губки для мытья посуды. Ноутбук. Музыка для массажа кистей рук.
Место проведения: логопедический кабинет.
Ход мастер-класса.
«Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
I. Приветственное слово.
Здравствуйте, уважаемые родители! Часто слышу от вас вопрос – когда позаниматься с ребёнком? Работа и домашние хлопоты отнимают много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребёнком и развития его речи. Сегодня мы будем учиться играть с детьми. на кухне.
Вот уж неподходящее место для игр, скажете вы. Конечно, ведь там так много дел. Надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать её. И только потом, совершенно усталая мама добирается до дивана и телевизора. А ребёнок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберётся с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать? Но может быть, не стоит разделять эти процессы во времени и пространстве? Может быть, есть способ общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне?
Что может получиться в результате?
- Мы поможем ребёнку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.
- Поможем ребёнку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.
- Поможем научиться терпению.
- Самым коротким и действенным путём научим важным домашним работам.
- Дадим понять, как заботимся о своей семье.
- Освоим современный способ обучения и развития ребёнка – обучение естественным образом.
- Сделаем для ребёнка сам процесс учения практичным.
- Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то они не теряют.
Правда, полезные советы? Значит, не прогоняйте ребёнка из кухни.
В ходе мастер-класса хотелось бы показать применение некоторых обычных предметов и домашнего окружения для организации игр по речевому развитию, а так же как обыденные действия можно превратить в обучающие игры для ребёнка.
II. Практическая деятельность.
Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков и их правильного произнесения.
Техника выполнения упражнений:
·воздух набирать через нос;
·плечи не поднимать;
·выдох должен быть длительным и плавным;
·необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
·нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
1.«Чайник закипел», «Буря в стакане».
Для организации игры понадобится стакан, вода и трубочка для коктейля. В стакан с водой вставить трубочку для коктейля. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, ещё усиливаем выдох- вода бурлит.
Ребёнок выполняет действия.
2. «Кораблики».
Для игры нужны таз с водой, мелкие плавающие предметы.
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.
Можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Дуем на кораблики с разной силой. Можно устроить соревнование.
Развитие слухового восприятия обеспечивается устойчивыми ориентировочно-поисковыми слуховыми реакциями, способностью к сличению и дифференциации контрастных неречевых, музыкальных звуков и шумов, гласных, соотнесение с предметными образами.
3. Слушаем звуки.
Послушай и запомни звуки: размешать сахар в чашке, хлопнуть крышкой по кастрюле, прошуршать пакетиками со специями, погреметь горохом или манкой в стеклянной банке и т. д. Предъявляется сначала два звука, потом три и т. д. до 7-8 звуков. …Ребёнок отгадывает, закрыв глаза или отвернувшись, что может издавать эти звуки.
2.«Звучащие баночки», «Что звучит?», «Найди пару».
Для этой игры понадобятся баночки с разными наполнителями. Потрясти баночку, отгадать, что там звучит. Определить одинаковые наполнители, составить пары.
3. «Отстучать заданный ритм».
С помощью ложек или палочек для роллов отстучать заданный ритм.
Расширяем словарный запас и учим словообразованию.
4. «Разные слова», «Чего не стало?».
В игре можно использовать любые предметы.
Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
-Давай, назовем какой апельсин – холодный или теплый, грязный или чистый, мытый или не мытый, целый, тяжелый, круглый, оранжевый.
Таким же образом подбираем слова к другим предметам.
Затем предлагаем ребёнку запомнить предметы на столе и поиграть в прятки «Чего не стало? А какой был этот предмет?»
5 .«Охота на слова».
Оказывается, на слова можно охотиться. «Достаём» слова из борща, салата, из шкафа.
Кто больше знает названий посуды, мебели, бытовой техники, продуктов и т. д.
6. «Угощаю».
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите.
Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.
7. «Необычный ужин».
Готовим ужин только из продуктов, в названии которых есть звук «С».
8. «Большой – маленький».
Цель: Учим использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Я называю большие предметы, а ты их будешь уменьшать.
Булка - булочка, апельсин - апельсинчик
9.«Великаны».
Я буду называть обыкновенный предмет, а ты «предмет - великан».
Нож – ножище, помидор – помидорище, батон - батонище.
10. «Готовим вместе»
Цель: Формирование и развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных.
- Как будет называться блюдо? Варим кашу из манки, из риса, пюре из картошки-, котлет из мяса-;суп из курицы-, из грибов –, из лука-, из рыбы- и т. д.
Правильное произношение всех звуков речи требует хорошего развития артикуляционной моторики губ и языка. В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
11. Упражнения с соломинкой, чупа-чупсом.
Высунь язык и продержи на нём соломинку как можно дольше. Зажать соломинку кончиком языка и верхними зубами. Делаем усы, удерживая соломинку губами. Язык в форме чашечки, удержать тик-так на нём. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.
Развитию пространственной ориентировки и понимания предложно-падежных конструкций помогают такие игры:
12. «Магниты на холодильнике».
Перемещать магнит в соответствии с инструкцией: заяц прыгнул вверх, вниз, вправо, влево, оказался над лошадкой, под рыбкой…
13. «Чашка и блюдце»
- Я даю вам задание, вы его выполняете и комментируете свои действия.
- Поставь чашку на блюдце. - Я поставил чашку на блюдце.
- Возьми чашку с блюдца. - Я взял чашку с блюдца.
- Поставь чашку возле блюдца. - Я поставил чашку возле блюдца.
- Поставь чашку справа от блюдца - Я поставил чашку справа от блюдца.
- Держи чашку над блюдцем. - Я держу чашку над блюдцем.
- Поставь чашку перед блюдцем. - Я поставил чашку перед блюдцем.
- Поставь чашку под блюдце. - Я поставил чашку под блюдце.
- Возьми чашку из-под блюдца. - Я взял чашку из-под блюдца.
14. «Губки для мытья посуды»
Красная губка над синей, за зелёной, под желтой и т. д.
Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков.
15. Игры с крупами.
Крупу можно перебирать, просеивать через сито, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так, рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке, искать спрятанные в крупе мелкие игрушки, проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки.
16. Нанизывать макароны на шнурок.
17. Массаж грецким орехом.
18. «Загадочные шарики»
В воздушные шарики насыпьте разные крупы, можно сделать по два шарика с одинаковым наполнителем. Играем. «Определи на ощупь», «Найди пару».
Ш. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
В заключение я предлагаю пододвинуть к себе подносы с манкой, подумать и нарисовать впечатления о сегодняшней нашей встрече (звучит спокойная музыка).
Логопедические игры дома – это не только повод «нейтрализовать» ребенка, пока мама занимается своими важными делами вроде приготовления обеда или мытья посуды. Это еще и замечательная возможность привлечь малыша к реальной помощи по хозяйству и сделать это занятие увлекательным и полезным для ребенка. Как думаете, справится ли Ваш кроха с намазыванием масла на хлеб, сможет ли очистить вареное яйцо к завтраку или сваренные в мундире овощи? Сомневаетесь? А вы попробуйте! Ребенку такие занятия вполне под силу. А сколько удовольствия доставят ему такие «взрослые» задания!
Надеюсь, вы поняли принцип, как играть в логопедические игры на кухне да и в любом другом месте. Обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты игр
Спасибо за внимание. Я готова выслушать ваши вопросы и предложения