Екатерина Копылова
Мастер-класс для родителей и детей «Сторисек как форма взаимодействия взрослого и ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление родителей с новым видом совместной деятельности взрослых и детей
Задачи:
• представить педагогический опыт по использованию сторисека в речевом развитии детей;
• мотивировать родителей на использование в совместной деятельности с ребенком методов, приёмов, игровых заданий.
Мастер-класс
Публикация «Мастер-класс для родителей и детей „Сторисек как форма взаимодействия взрослого и ребенка“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Сторисек. Технология
- Темочки
В зале приготовлены столы по количеству пар родитель-ребенок, столы на которых стоят контейнеры с материалами для наполнения сторисека (книжки, театр, сухой бассейн с мячиками стоит на столах, коробка с песком, доска с цифрами и магнитами для рисунков.
Родители и дети входят в зал
Логопед: Добрый день, дорогие наши детки, рады видеть ваших родителей. Здравствуйте. Приглашаем вас поприветствовать друг друга.
Родители и дети проходят к психологу
Психолог: Здравствуйте детки, здравствуйте уважаемые родители.
Е. С. проводит приветствие (игры в сухом бассейне, после родители и дети делятся на две подгруппы, взрослые переходят за столы с О. Э., дети идут за столы с Е. С. Подгруппа детей с Е. С. получают задание по рисованию.
Психолог: Предлагаю весело поиграть! Располагайтесь каждый со своим ребёнком в парах по бортам бассейна. Смотрите и повторяйте за мной.
Каждое выполненное упражнение психолог сопровождает эмоциональным одобрением, похвалой.
«ПОЗДОРОВАЙСЯ»
Дети и родители стоят вокруг бассейна, руки зарыты до плеч в скопление шариков. Здороваются друг с другом под «водой» касаясь рук родителей. Усложнение: Поздороваться за руку с другим человеком под «водой».
Психолог: Достанем ручки из шариков, поднимите вверх, потрясите кистями рук (пальцы растопырены в стороны).
«ВОРОНКИ»
Дети с родителями опускают в бассейн поочередно правую, левую руки и делают вращательные движения по очереди. Затем то, же самое проделывается обеими руками, дальше руки кладем перед собой в виде стрелки на шары и делаем движения от себя и назад.
«ВОЛНЫ»
Дети и взрослые опускают на поверхность шаров обе руки и одновременно делают вращательные движения ладонями: а) встречные, б) расходящиеся, в) в правую сторону, г) в левую сторону.
«КТО БОЛЬШЕ?»
Дети и взрослые стараются одновременно удержать в руках как можно больше шариков. Для усложнения задания предложить паре набирать шарики только определенного цвета.
«ПОЛОЩЕМ БЕЛЬЕ»
Участники опускают в бассейн то правую, то левую руку и выполняют ими движения вправо-влево – «полощут белье».
Психолог: У всех хорошее настроение? (Ответы). Зарядились позитивной энергией! (Ответы). Всё ещё только начинается! Взрослые проходят с Ольгой Эдуардовной, а дети остаются со мной.
Участники делятся на две подгруппы
Логопед: Читаете ли вы своему ребенку дома? Хотели бы вы, чтоб в будущем ваш ребенок был активным читателем? Зачем?
По мнению специалистов не дети должны много читать вслух, а взрослые. Ведь чем больше ребенок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Чтобы сделать процесс чтения жизненной потребностью ребенка, получить удовольствие от самой книги и от совместного чтения ребенка и взрослого была разработана технология под названием «Сторисек». Что в переводе с английского означает «Мешочек историй». В России «Сторисек» уже активно внедряется педагогами и библиотеками, и мы сегодня хотим вам показать, насколько эта технология эффективна в развитии детей.
Итак, что такое «Сторисек»? Собирательный комплект материалов по какому-либо произведению, который хранится в мешочке, чаще всего выполненном из плотной ткани. Обязательным компонентом является красивая, хорошо проиллюстрированная художественная книга, как дополнительные материалы используются мягкие игрушки, реквизиты к книге, научно-популярные книги, аудиокассеты, речевые игры и другие предметы, которые можно, так или иначе, связать с сюжетом книги.
Логопед: Дети уже готовы показать свои рисунки, которые вам подскажут, по какому произведению мы сегодня составим «Мешочек историй».
Дети с помощью Е. С. прикрепляют рисунки на доску и проходят на свои места, в результате получается ребус, родители угадывают название сказки по первым звукам картинок.
Психолог: Ребята, каждый, найдите картинке свое место на доске.
Логопед: Уважаемые родители, отгадайте, куда нужно поставить оставшиеся две картинки и назовите сказку, название которой зашифровано в загадке.
Родители угадывают название сказки «Колобок»
Логопед: Содержание сказки «Колобок», я думаю, хорошо всем знакомо, поэтому предлагаю приступить к сбору ваших мешочков.
Е. С. раздает всем родителям мешочки, О. Э. ставит корзинки с атрибутами для игр
Логопед: Давайте вспомним, какие герои повстречались нам в сказке. Ребята, пройдите к Е. С. и найдите с ней героев нашей сказки.
Дети проходят к песочному столу, Е. С. одевает им маски, они на ощупь ищут фигурки в песке, найденного героя называют с закрытыми глазами.
Психолог: Ты в песочке поищи,
Нам героя опиши,
По порядку говори,
Ничего не пропусти.
Логопед с родителями : В корзинках найдите книжку-складушку со схемой описания. Ознакомьтесь с ней, и опишите с ребенком героя, которого он нашел.
Родители и дети описывают героя по схеме
Логопед: положите героя и книжечку в мешочек, остальными героями вы пополните мешочки самостоятельно, это могут быть игрушки из разного материала, в том числе ручной работы.
Психолог: а теперь вспомним содержание сказки, возьмите из корзинки колючие мячики, разберите их, достаньте пружинку, мячи закройте.
Су-джок (пальчиковая гимнастика «Колобок»)
Жил на свете колобок, круглый бок, румяный бок Он из дома убежал, в лес дремучий он попал Катание мяча в ладошках круговыми движениями
Там зайчишку повстречал Массаж мизинца пружинкой по направлению вверх-вниз
И от волка убежал Массаж безымянного пальца пружинкой по направлению вверх-вниз
Мишку обманул в пути, но от лисички не уйти Массаж среднего пальца пружинкой по направлению вверх-вниз
Хитрая плутовка провела бедняжку ловко Массаж указательного пальца пружинкой по направлению вверх-вниз
Сесть просила на носок, Взять мяч, держать его кончиками указательных пальцев
И пропал наш колобок. Резким движением спрятать мячик в ладошках
Логопед: Можем ли мы положить колючие мячики в наш мешочек? Как вы думаете? Могла ли бабушка испечь колючего колобка? И зачем? (Чтоб его не съели в лесу звери)
После игры су-джоки кладут в мешочки
Психолог: Я приглашаю всех вас поиграть с Колобком.
Игра-танец «Колобок»
Игра куб эмоций
Психолог (с кубом) : На всех нас без сомненья,
Влияет настроение.
Кто веселится,
Кто грустит,
Кто испугался,
Кто сердит.
В нашей сказке главный герой кто? (колобок) Да верно. В своём путешествии он испытывает множество впечатлений, так как он недавно появился на свет и начал узнавать мир. Интересно, что же происходило с эмоциями и настроением колобка? Предлагаю вам подумать об этом! Найдите в корзинке карточку с вопросом. Прочтите. По кругу передаем куб, вам нужно найти эмоцию по предложенной ситуации, достать ее из куба и положить в свои мешочки. Например, Колобок отправился в путешествие по лесу? (интерес)
Вопросы:
1. Колобок лежит, остужается на окошке? (скука)
2. При встрече с зайцем? (радость)
3. Когда Колобок встретил медведя и волка? (страх)
4. Что помогло спастись Колобку при встрече с зайцем, волком и медведем? (хитрость)
5. Колобок встретился с лисой? (удивление)
Психолог: Как у вас слажено всё получилось!
Куб нам помог определить эмоции главного героя сказки, а узнать настроение других героев вам поможет схема эмоций, положите ее в мешочек.
После игры дети кладут в мешочек схему эмоций и эмоцию на петельке
Кубик с картинками на гранях
Логопед: Продолжим играть с кубиками, возьмите их из корзин.
Слово к слову добавляй, предложение составляй
Взрослый и ребенок выбрасывают по кубику, после чего составляют предложение, в котором нужно связать обе выпавшие картинки.
Игра «Составь предложение». Взрослый и ребенок получают по кубику каждый, выбрасывают их, после чего составляют предложение, в котором нужно связать обе выпавшие картинки.
После игры кубики кладут в мешочек
Логопед: мы вам показали, какими разнообразными и интересными могут быть игры, а самое главное в них вы можете играть самостоятельно. Сейчас мы расскажем саму сказку, пройдите с детьми и выберите понравившийся вид театра.
Родители и дети выбирают театр и разыгрывают заранее выученный диалог
Логопед: Мы рассказали сказку «Колобок» со счастливым концом.
Психолог: Сегодня мы зарядились положительной энергией, которой я предлагаю вам поделиться друг с другом. И приглашаю вас пройти в круг.
Все участники выстраиваются в круг.
Психолог: Представим, что мы единая электрическая цепь, которая передает энергетический заряд.
Участники стоят в кругу, держась за руки. Ведущий посылает серию импульсов в одну стороны круга, сжав руки стоящих рядом. Участники передают импульсы по кругу как электрический ток, сжимая руки стоящих рядом игроков и «энергетизируя» группу.
Импульсы: пожатие, волна, «ладошки»
Логопед: Мы уже по достоинству оценили все плюсы новой технологии в работе с детьми и родителями, поэтому тоже собираем свой «Мешочек» отзывов и хотим, чтобы он сегодня пополнился вашими впечатлениями о проведенном мероприятии.
Родители передают по кругу мешочек, произнося свои отзывы и предложения по проведенному мероприятию.
Логопед: (берет мешочек) Какой тяжелый, а главное позитивный мешочек мы собрали. (Говорит в мешочек) Мы рады, что вы посетили наш мастер-класс и были активными участниками, эти пожелания мы завяжем крепким узлом и сохраним в нашем учреждении. И хотим вас поблагодарить.
(Е. С. набор для творчества «Бумажный театр по сказке «Колобок»)
Логопед: В сказке причудливым образом переплетается жизнь и волшебство, мы можем испытать множество эмоций, узнать много интересного. Владимир Александрович Сухомлинский, как то сказал, что «Через сказку, фантазию, игру – через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Читайте детям книги!». На этом мастер-класс завершается. До новых встреч!