Бородкина Елена Вячеславовна
Конспект мастер-класса для родителей и детей «Народная традиционная кукла на ложке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования Плавский район “Центр развития ребенка - детский сад “Теремок”
Мастер класс для родителей и детей
«Народная традиционная кукла на ложке»
Выполнили:
Бородкина Елена Вячеславовна, воспитатель;
Сидыкова Олеся Исхаковна, родитель.
Темочки:
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Ложка. Все о ложках для детей
- Мастер-классы для родителей
- Народная культура, фольклор
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Родительские собрания в детском саду
- Театр на ложках и лопатках
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2024
Цели: Формирование интереса родителей и детей к традициям народного творчества, к совместной деятельности ребенок – родитель – воспитатель; вовлечение родителей в образовательный процесс детей через участие, в мастер-классе.
Задачи: Обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного досуга, побудить родителей принимать активное участие в жизни ДОУ.
Предварительная работа: Изготовление и размещение афиши и приглашений для родителей в родительском уголке для участия в мастер-классе по изготовлению народной тряпичной куклы на ложке.
Участники: воспитатель, родители, дети второй младшей группы.
Ход мастер-класса
Электронный ведущий: Здравствуйте ребята и уважаемые родители! Сегодня мы с вами окунемся в мир кукол, которыми играли наши прабабушки и прадедушки. Занимаясь с детьми этим видом народного прикладного искусства, у детей развивается устойчивый познавательный интерес к обычаям, быту русского народа. В процессе изготовления куклы собственными руками развиваются творческие способности, развивается мелкая моторика руки, прививается любовь, эстетический вкус к изделиям народных мастеров. Итак мы начинаем.
Ход мастер - класса
Вот и домик расписной,
Посмотрите, вот какой!
Возле дома – огород,
В доме бабушка живет,
Деток в гости к себе ждет.
В светлу горницу войдем,
Взглядом все тут обойдем.
Сразу видно - эта хата
Мастерством богата.
(Из домика выходит бабушка)
Бабушка Матрена: Здравствуйте, мальчики и девочки, гости дорогие!
Лады, лады, ладушки,
Приехали ребятушки,
Милые внучатушки.
Вот моя изба. В избе у меня много всего интересного. Вот стол, скамья, часы. На столе самовар пыхтит, а в углу стоит сундучок. В сундучке много всего интересного. Сундучок волшебный, чтобы его открыть слова сказать нужно волшебные.
(Давайте вместе скажем.)
«Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты,
сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок».
В моем сундучке много интересного найдётся! (Ребенок из сундучка достает ленточку)
Посмотрите, что это? (ленточка)
Ленточка это не простая, из нее мы сделаем карусель. Издавна люди ходили на ярмарку, чтобы повеселиться, потешиться, покататься на каруселях, посмотреть и купить разные товары. Чего там только не было: и всякая кухонная утварь, и обувка, и ложки, и матрешки, и все, чего душа пожелает. Ребята, я предлагаю вам вместе с родителями отправится на ярмарку и прокатится на волшебной карусели.
р. н. игра «Карусель»
Ели, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Посмотрите, мы попали с вами на ярмарку. На любой ярмарке была лавка мастеров, где каждый желающий мог научиться какому-либо ремеслу. И сегодня на нашей ярмарке для вас открыта лавка мастеров, где мы попробуем возродить русскую народную традицию женского рукоделия. Смотрите нас встречает мастерица Олеся Исхаковна.
Мастерица : Здравствуйте гости дорогие, проходите, присаживайтесь. Давайте, снова заглянем в волшебный сундучок.
Бабушка Марена:
Повторим волшебные слова:
«Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты,
сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок».
Дети повторяют, ребенок заглядывает в сундук, достает куклу.
Бабушка Матрена: Что это? (кукла). Да, это кукла. А как вы думаете, для чего нужны куклы? Посмотрите внимательно, что есть у этих кукол? (ноги, руки, глаза, волосы, платье). А из какого материала она сделана? (из пластмассы) Сундук-то волшебный, здесь еще куклы есть (дети достают тряпичные куклы). Вот так куклы! Есть у вас такие куклы? А из какого материала они сделаны? (из ткани)
Мастерица : Ребята, чем эти куклы отличаются от современной? Правильно, у современных есть лицо, а у тряпичных нет лица, наши предки верили, будто только безликая куколка может служить во благо. В обратном случае, в неё через глаза может вселиться злой дух. Сделаны из лоскутков ткани. (Показ различных лоскутков.)
Эти куклы делали мамы, бабушки для сына или дочки. Кто в куклы не играет, тот счастья не знает. Есть такая русская народная поговорка. Но с куклой не только играли, она служила оберегом, оберегала от болезней и не чистой силы. (Показ кукол - оберегов) В былые времена куклы обереги служили не только для украшения жилища и детских игр. Обереги изготавливались для защиты дома и всех его обитателей, для привлечения достатка,здоровья, любви, благополучия.
Самая первая кукла называлась «Нянюшка», ее делали при рождении ребенка и развешивали их над детской колыбелькой. Первую куклу называли еще «Куватка», защищала новорожденных и служила им первыми игрушками.
А это «Утешница». Она была самым сильным и верным средством от детских слез. Когда ребенок начинал плакать так, что его трудно было успокоить, ее доставали. И сразу он забывал про слезы и капризы. Кукла была хорошо наряжена: с сережками и украшениями из конфет. Родители угощали ребенка конфетами и, когда он успокаивался, Утешительницу незаметно прятали на прежнее место и опять украшали конфетами до следующего раза.
В подарок на именины делали куклу «Ангелочек».
На свадьбу делали жениха и невесту, «Неразлучники».
Во время сенокоса делали куклу, изображающую женщину, называлась она «Покосница».
Бабушка Матрена: Вы наверное устали, давайте снова заглянем в мой сундучок. Для этого произнесем волшебные слова:
«Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты,
сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок».
Посмотрите в моем сундучке есть ложки :
Ложки не простые –
Ложки расписные.
Ложки эти нам нужны,
Не кашку кушать,
А музыку слушать.
Игра на ложках (р. н. м. «Игра на ложках»)
Бабушка Матрена: Ай, да ложкари! Ай, да молодцы!
Мастерица : Ребята, ложки не простые, из них можно сделать куклы. В старину было поверие: Такие куклы делали родители, для детей после еды. Ложку не убирали, а мыли, доставали из сундука ласкуты ткани и делали куклу. Дети не только играли в такие куклы дома, но и в поле. Раньше женщины часто уходили работать в поле и с собой блали самое необходимое. И чтобы не брать игрушки для детей, тоже делали из ложки куклу для того, чтобы занять, развеселить, отвлечь ребенка.
Ребята, а кто делал своим деткам кукол? (Мамы) Вот и ваши мамы пришли к нам чтобы помочь сделать куклу, приступим к изготовлению кукол. Садитесь за столы и во время работы думайте только о хорошем и приятном. (под народную мелодию дети выполняют работу).
Последовательность выполнения:
Для работы нам понадобятся:
– Деревянная ложка;
-2 квадратных лоскута белой ткани, ветошь для головы;
– цветные нитки; – прямоугольный кусочек белой ткани для рук;
– цветная ткань для сарафана, повойника и платка; – ткань для передника; – декоративный плетеный поясок.
Шаг 1. Берем Ложку.
Шаг 2. В центр квадратного лоскута кладем ветошь (вату, синтепон, заворачиваем, перевязываем веревочкой, формируя голову куклы.
Шаг 3. Вкладываем получившийся шарик в ложку. Он должен касаться краев ложки, лежать в ней плотно. Концы узелка свисают вдоль черенка ложки.
Шаг 4-5. Другим квадратным лоскутом ткани обтягиваем часть ложки с лежащей в ней узелком так, чтобы не было складок, Перевяжем головку красной нитью.
Шаг 6. Делаем ручки кукле. Прямоугольник белой ткани складываем несколько раз с обеих сторон к центру и обозначаем ладошки красной ниткой.
Шаг 7. Привязываем руки к ручке ложки ладошками вверх.
Шаг 8. Концами назад повязываем кукле повойник.
Шаг 9. Выворотным способом надеваем на куклу сарафан, опускаем вниз, расправляем складочки
Шаг 10. Повязываем поверх повойника платок. Лоскут для него по размеру больше, чем лоскут для повойника. Концы платка перекрещиваем спереди на шее, уводим назад и там завязываем.
Шаг 11. Фартук поддерживаем поясом. Надевая фартучек на куклу, поясом обматываем сзади, ведем пояс вперед и спереди завязываем.
Как прекрасно сегодня потрудились ваши руки!
Бабушка Матрена: А теперь ребята, вы сами придумайте, как зовут вашу куклу. У всех получились разные, интересные, неповторимые куклы. Пусть эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.
Итог:
Мы убеждены, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.
В заключении хочу всех вас поблагодарить за интересную и плодотворную совместную работу.
Видео: https://rutube.ru/play/embed/f0776c29a2a772432fcf3f6db008129f