Финошкина Елена Юрьевна
Мастер-класс для родителей детей раннего возраста «Ловкие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 города Шатуры Городского округа Шатура»
(МБДОУ «Детский сад №11 города Шатуры»)
План - конспект
мастер – класса для родителей
детей раннего возраста
на тему: «Ловкие пальчики»
Выполнила:
Педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 11 г. Шатура»
Финошкина Е. Ю.
Шатура
2021 год
Публикация «Мастер-класс для родителей детей раннего возраста „Ловкие пальчики“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Тема: Мастер-класс для родителей детей раннего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях «Ловкие пальчики».
Педагог-мастер : Финошкина Елена Юрьевна.
Цель: создать условия для благоприятного развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет в условиях семьи.
Задачи:
1) Повышение компетентности родителей в вопросах развития детей посредством проведения пальчиковых игр в домашних условиях.
2) Способствовать развитию речи детей через тренировку мелкой моторики рук.
3) Вовлечение родителей в совместную образовательную деятельность.
Оборудование: столы, стулья.
Раздаточный материал: фрагменты коврика «травка» (коврик для прихожей, картонные силуэты, прищепки, тарелочки с крупами, ребристые палочки (шестигранные карандаши, листы пергаментной бумаги.
Ход мастер-класса
1. Вводная часть (5 минут).
Педагог-психолог встречает родителей, провожает их на места.
Слово к родителям : В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится», «руки опускаются», «руки не доходят», «из рук вон (плохо)», «легкая рука» и т. д. Однако большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумывается над тем, насколько глубокий смысл в них заложен.
Всю глубину народной мудрости осознаешь тогда, когда знакомишься с результатами проведенных психологами исследований и наблюдений, которые показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицательную динамику. Налицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В результате получается, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, а ребенка лишает возможности больше работать руками.
На начальном этапе жизни каждого малыша, именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, кнопки, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с мозаикой, пазлами.
Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. А также, учеными доказано, что мелкая моторика тесно связана с развитием речи. Поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью развития речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
В связи с этим, вашему вниманию предоставляется ряд упражнений для развития мелкой моторики рук малышей, которые не требуют огромных затрат, а все можно сделать дома из подручных материалов.
2. Основная часть (10 минут).
Все предлагаемые упражнения проводятся вместе с родителями.
Упражнение «Полянка» (массаж пальчиков и ладоней).
Возьмите фрагмент коврика «травка» (жесткий коврик из квадратиков для прихожей). Это будет «травка». Обеими руками выполняйте движения на «травке», соотнося их с текстом:
Наши ручки, словно змейки, проползали по аллейке
(имитируем ладонями движение змеи).
А потом мы ручкой гладили колючки
(ладонями поглаживаем коврик,
А потом ребром ладошки топали, как мишка ножкой
(ребром ладони топаем по «травке»).
Словно зайцы на полянке, пальчики скакали в «травке»
(прыгаем всеми пальцами по коврику).
А затем в колючках катились наши ручки
(катаем ладони от запястья к кончикам пальцев).
Пальцы долго так скакали, но напрыгались – устали
(попрыгали и легли ладонями на коврик).
Упражнение «Золушка»
Каждой паре раздаются тарелочки с двумя видами круп (перемешаны). Необходимо рассортировать крупы на два вида.
Упражнение «Ежик» (гимнастика для пальчиков)
Ежик, ежик колкий (руки в замок, пальчики сжимаем и разжимаем)
Покажи иголки.
Вот они, вот они,
Вот они иголки (пальчики разжимаем и шевелим).
Ежик, ежик колкий
Спрячь свои иголки (руки в замок, пальчики сжимаем и разжимаем).
Спрятал ежик и в лес покатился (прячем пальчики в замок и вращаем кистями рук).
Упражнение «Ловкие пальчики»
Каждому раздается лист пергаментной бумаги. Необходимо смять его ладошками обеих рук до комочка, чтобы он поместился на ладошке малыша.
Упражнение «Волшебный карандаш»
Растираем между ладоней шестигранный карандаш, несколько карандашей движениями вперед-назад (вверх-вниз). Ладони расположены вертикально (горизонтально).
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Упражнение «Волшебные прищепки»
Педагог показывает детям силуэт ежика и солнышка, они грустные. Дети должны догадаться, почему они грустят, потому что не хватает у ежика (колючек, у солнышка (лучиков). Каждому ребенку раздаются картонные силуэты (ежик и солнышко). С помощью прищепок необходимо помочь ежику и солнышку вернуть колючки и лучики.
«Посмотрите, ребятки, как нам теперь широко улыбаются ежики и солнышки. Они говорят вам спасибо за помощь. Давайте и мы порадуемся вместе с ними (хлопаем в ладошки)».
3. Заключительная часть (5 минут).
Слово к родителям : Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.
Конкретные ожидаемые результаты:
- полноценное речевое развитие детей раннего возраста;
- развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту;
- овладение разными видами трудовой деятельности;
- умение создавать художественный образ своего изделия;
- овладение приемами работы с разными инструментами;
- овладение нормами этики поведения;
- возрастает речевая активность детей в различных видах деятельности;
- увеличение словарного запаса детей, становление речи более эмоциональной и выразительной;
- у детей становятся более развитыми: мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь;
- родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
- предложенные упражнения помогут развивать мелкую моторику рук и речь ребенка, кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучению письму.
Педагог-психолог раздает памятки родителям.
ПРИЛОЖЕНИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Игры на развитие мелкой моторики у детей
с использованием подручных материалов
• Отличный эффект дают фасолевые, гороховые, крупяные «ванночки». Насыпаем в кастрюльку или большую миску сушеный горох, фасоль или гречку. Затем, прячем среди бобовых или крупы небольшие предметы: игрушки из «киндер-сюрпризов», детали конструктора или что-то еще. Задача ребенка – отыскать клад.
• Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем, попробуйте вместе нарисовать что-то (забор, дождик, волны, буквы и т. д.)
• Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
• Дайте ребенку кусочек картона и простой карандаш и попросите его нарисовать какой-нибудь несложный рисунок. Затем дайте ему клей (пластилин) и фасоль. Пусть ребенок намажет картон клеем (или пластилином) по карандашной линии, а затем наклеит на него фасоль — получится объемная аппликация.
• Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
• Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
• Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
• Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:
«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».
• Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
• Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками) : двумя указательными, двумя средними и т. д.
• Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
• Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
«Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку».
• Из цветного картона вырезаем заготовки разной формы и предлагаем ребенку довести работу до конца - прикрепить по краям прищепки соответствующего цвета. Например, превратить желтый кружок в солнышко с лучиками, зеленый треугольник – в елочку и т. п.
• Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.
• Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
• Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
Обязательно следите за ребёнком во время игр с мелкими предметами!
С уважением, педагог-психолог Финошкина Е. Ю.