Ольга Иванова
Конспект мастер-класса для педагогов «Учимся общаться с родителями»
Педагог : Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я проведу мастер-класс на очень важную,
нужную тему: «Учимся общаться с родителями».
Упражнение1 (снятие напряжения, налаживание контактов) : Я предлагаю вам пройти на педсовет по пропускным билетам, эти билеты вы получите за пословицы и поговорки.
Начать нашу встречу мне хочется словами Фредерика Саломона Перлза:
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Учимся общаться с родителями“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – то нужно стремиться к взаимопониманию.
Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех участников: родителей, педагогов и детей. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между взрослыми участниками образовательного процесса не сложились.
Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных общественных сферах общественной жизни.
Успешность семейного воспитания во многом зависит от воспитательного потенциала семьи. Именно потенциал определяет комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Сюда же относятся материальные и бытовые условия, периоды развития, структура семьи, характер отношений между его членами, обычаи семьи.
Какие же факторы влияют на развитие ребенка в семье?
• Микроклимат семьи, где происходит приобщение детей к социальным ценностям;
• Внутрисемейная деятельность – основное средство социализации ребенка и его приобщение к будущей жизни;
• Воспитательная деятельность родителей, где родители выступают в качестве педагогов.
На сегодняшний день родительская функция значительно ослаблена, ведь долгие годы родители были ориентированы на общественное воспитание. Выявлено:
• Семьи малочисленны. По России, в среднем, на семью приходится один ребенок;
• Много неполных семей. В России каждая шестая семья;
• Многодетные семьи перешли в фактор негативных;
• Низкая педагогическая культура родителей;
• Многие семьи за пределом средних по материальному положению;
• СМИ: пропаганда жестокости, насилия.
Повышение уровня семейного воспитания, осознание того, что семья – это высшая социальная ценность, в которой реализуется формирование и развитие личности ребенка – не может оставлять в стороне ДОУ. На образовательное учреждение ложится главная задача – обеспечить ответственность родителей за воспитание и образование детей и подготовить семью к реализации этой задачи.
Упражнение 2: Следующее задание микро группам – разыгрывание ситуаций. Вам предлагаются обыгрывание ситуации. Первая микро группа обыгрывает, а вторая м\группа эксперты они должны дать оценку общения педагога и родителя и выявить ошибки. Затем микро группы меняются ролями.
Ситуация
На одной из встреч с родителями воспитатель объяснял нежелательность
опозданий ребенка в детский сад к утренней гимнастике и завтраку. Миша
робко появился в дверях группы, когда завтрак уже заканчивался. «Покормите его, пожалуйста», - подталкивая мальчика в группу, произнесла мать, поспешно исчезая за дверью. Спрогнозируйте возможный вариант вашей реакции на ситуацию, если бы:
а) мать обратилась бы к вам в категоричной форме;
б) мать обратилась бы к вам с просьбой
Задание.
Сформулируйте диалог и проиграйте ситуацию (умышленно допустить
ошибку).
Ситуация
Днем к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц.
Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа в детский сад. «Вечером
попросите родителей перенести песок», - предложила заведующая педагогам.
Как вы будете просить о помощи родителей?
А если они станут отказываться, какими будут ваши действия?
Задание.
Сформулируйте диалог и проиграйте ситуацию (умышленно допустить ошибку)
Упражнение 3 : на листьях ромашки напишите положительные качества педагогов, которые благоприятствуют нормальному общению с родителями, и качества педагога, которые препятствуют общению с родителями. М\группа у которых на билетах - треугольник пишут положительные качества педагога, которые благоприятствуют нормальному общению с родителями, у кого круг - качества педагога, которые препятствуют общению с родителями. Что бы вы порекомендовали педагогам у которых возникает трудности в общении с родителями?
Упражнение 4. «Войди в круг»
Цель упражнения: демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.
Процедура выполнения
Участники встают в круг и крепко держатся за руки — это круг родителей. Один участник остается за кругом — воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т. е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова.
Анализ упражнения
1. Что Вы испытывали, выполняя упражнение?
2. Легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?
3. Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?
Упражнение № 5. Игра «Говорящие руки»
Педагог : Для снятия излишней напряженности родителей, например, во время родительского собрания, можно провести игру «Говорящие руки» : Для этого разделитесь на пары и повернитесь лицом друг к другу. Я буду давать задания вы молча их выполняете, только руками.
Варианты заданий парам: поздороваться с помощью рук;
— помириться руками;
— побороться руками;
— выразить поддержку с помощью рук;
— поругаться;
— пожалеть;
— пожелать удачи;
— попрощаться;
— выразить радость и т. п.
Педагог : Это игра, помогает большему эмоциональному сближению за счет телесного контакта, улучшается взаимопонимание друг с другом. (Садятся). И сейчас, поиграв в эту игру, я надеюсь вы тоже стали ближе друг к другу.
Упражнение № 6. «Где живут мои чувства?»
Педагог : Все наши чувства живут внутри нас. В нас живут чувства: Радость, Грусть, Интерес, Страх, Злость, Любовь. Каждое чувство живет в своем доме. Перед вами силуэт человеческой фигуры. Мы попробуем сейчас определить, в каком именно месте живут ваши чувства.
- Представьте себе, что вы сейчас очень злитесь на кого-нибудь или что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Почувствуйте, где находится ваша злость в вашем теле? Как вы ее ощущаете? Может, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте красным карандашом место, где вы почувствовали злость.
- Представьте, что вы чего-то испугались. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? Заштрихуйте это место черным карандашом.
- А сейчас вспомните, от чего вы грустите? Где находится ваша грусть? Возьмите синий карандаш и закрасьте это место.
- Представьте, что вы сейчас чему-то сильно радуетесь, вам легко, весело. Где живет ваша радость? Заштрихуйте это место желтым карандашом.
- Вспомните тех, кого вы любите? Что вы чувствуете при этом? Где вы почувствовали любовь, в каком месте она у вас живет. Возьмите зеленый карандаш и заштрихуйте это место.
- Посмотрим, что у нас получилось. Все фигурки разные. Почему?
- Вывод: мы все очень разные и чувствуем, тоже по-разному.
Упражнение № 7. «Ладошки»
Педагог : А сейчас возьмем листы бумаги, они чистые как наши детки Листочки у нас разного цвета, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники: разные по характеру, по интересам, по поведению. Обводим свою ладошку и вырезаем. В центре ладони пишем имя своего ребенка, а на пальцах отличительные черты его характера. Готовые ладошки приклеиваем как лучики к солнышку. Посмотрите, какое у нас получилось доброе, ласковое, веселое солнышко. Все наши «детки» согреты теплом наших рук. Мы должны научиться в общении быть ТЕРПИМЫМИ, уметь ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ.