Ирина Соловьёва
Мастер-класс для педагогов «Семейные проекты как форма взаимодействия с родителями»
▼ Скачать
Познавательное развитие является одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе познания ребёнок постигает человеческий опыт, выработанные ценности; у него появляются разнообразные способы познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир.
Исследования педагогов и психологов показали, что дети старшего дошкольного возраста способны усваивать разнообразные знания в достаточно большом объёме. Однако из собственных наблюдений за детьми, могу сказать, что все эти знания хаотичны и обрывочны, т. к. они черпаются из телевизионных и компьютерных источников. Что в свою очередь приводит к несоответствию между потребностями ребёнка и его возможностями перерабатывать данную информацию, что как следствие приводит к перезагрузке сознания ребёнка различными сведениями и фактами.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Семейные проекты как форма взаимодействия с родителями“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мастер-классы для родителей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, я решила установить более плотное взаимодействие с семьями воспитанников, через реализацию семейных проектов.
Работа в рамках семейного проекта предполагает деятельность двух видов:
1 – вид деятельности задаётся определённой темой ( например: тема внутригруппового проекта «Секреты опытной швеи»);
2 – вид деятельности рассчитан на познавательные предпочтения и возможности каждой семьи ( например: самостоятельный выбор интересующей ребёнка темы, подготовка материала).
Совместно с родителями был разработан алгоритм подготовки материала, для каждого конкретного семейного проекта :
Семейный проект «Особенная одежда» - семья Савелия Р.
Вид проекта : индивидуальный
Тип проекта : исследовательски - творческий
Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя)
1 этап: вводный (целеполагание) - родители вместе с ребёнком выбирают тему семейного проекта, уточняют знания ребёнка по данной теме, формулируют проблему.
Например: - тема: «Особенная одежда»
Вопросы, интересующие ребё нка:
- из каких тканей шьют особенную одежду?
- почему она бывает очень яркого цвета или, наоборот, незаметной?
2 этап: подготовительный (разработка проекта) – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу,
- в каких источниках можно найти информацию (литературные источники, телевидение, интернет, наблюдения из жизни,
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование,
- с какими предметами научиться работать для достижения цели
Например: 1- попросить помощь у папы – рассказать о военной форме,
2- посмотреть различную литературу о профессиях, где применяется специальная одежда,
3- поискать информацию в интернете
4- вспомнить ситуации из своей жизни, когда нам приходилось сталкиваться с людьми в особенной одежде.
3 этап: принятия решения (выполнение проекта) – практическая помощь в систематизации полученных сведений: проведение экспериментов для подтверждения или опровержения выдвинутых предположений.
Например: 1- Утверждение папы: «Ткань, для одежды военнослужащих очень прочная!» ( эксперимент: потянули её в разные стороны – ткань не рвётся – очень прочная). 2- Предположение ребё нка: «А может одежда военнослужащих намокнет в воде?» ( эксперимент: налили на неё воду, оказалось она водоотталкивающая).
4 – этап: оформление собранной информации (презентация проекта) - определение задач для новых проектов.
Четвёртый этап реализации семейного проекта является самым зрелищным. Главный герой презентации, ребёнок, рассказывает о том, что нового он узнал, сделал, демонстрирует подготовленные наглядные материалы. После рассказа слушатели задают вопросы. В заключении детям группы торжественно вручают материальный результат проекта. А представитель семейного проекта получает диплом о защите семейного проекта.
Таким образом, в процессе реализации внутригруппового проекта «Секреты опытной швеи» было реализовано три детско-родительских (семейных) проекта по следующим темам :
1- «Особенная одежда» - автор: Савелий Р. и его родители;
2 – «Такие разные варежки» - автор: Савелий Р. и его родители;
3 – «Праздничные (карнавальные) платья» - автор: Ульяна К. и её мама.
После реализации данной формы взаимодействия с родителями я сделала, для себя, следующие выводы:
- подобная работа способствует налаживанию более тёплых отношений в семье;
- увеличивает высокий уровень поисково-исследовательской активности в форме вопросов, развивает творческое воображение, мышление, познавательные способности и коммуникативные навыки.
Для меня, как педагога, важно, что сотрудничество с родителями позволило перераспределить информационную нагрузку, учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.