МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»

Диана Кулиева
Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в развитии речи дошкольников.

Задачи:

-дать определение песочной терапии;

-познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях;

-познакомить с нетрадиционным направлением – техникой рисования песком;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

-способствовать внедрению в практику работы педагогов инновационных методик и технологий, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.

Ход мастер-класса.

1. Теоретическая часть

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения. Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.

На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста, является песочная терапия.

Хотелось бы процитировать К. Д. Ушинского

«Лучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить изменяться разнообразным образом».

Я считаю, что наилучшая игрушка – это куча песка.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна, Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна.

Частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика).

• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Все игры, с использованием песочной терапии,

делятся на три направления:

1. Обучающие игры. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух.

2. Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

3. Проективные игры. С их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики:

1. Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок.

2. Животные, как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон и т. п.)

3. Дома, мебель, мосты, лестницы, заборы, здания имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т. п.).

4. Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.

5. Деревья, кусты, цветы.

6. Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.

7. Небесные объекты: солнце, луна, звезды, радуга.

8. Транспортные средства: наземный, водный, воздушный.

9. Аксессуары: бусы, маски, ткани, пуговицы.

Занимательные игры и упражнения с песком в развитии речи детей дошкольного возраста.

Работа по развитию речи у детей предполагает 3 этапа:

1 этап:

Знакомство с песочной страной.

На этом этапе проводятся упражнения и игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

«Здравствуй песочек»

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.

«Песочный дождь»

Идея заключается в том, что «фея» рассказывает ребенку, что живет в необычной стране из песка, где идет песочный дождь. Ребенок, конечно же, интересуется, как это происходит и «фея» предлагает ему зажать песок в кулачок и ссыпать его, убыстряя темп, на формочки, на ладони или в песочницу.

2 этап:

Путешествие по песочной стране.

На этом этапе проводятся игры на развитие познавательных процессов; развитие речи.

«Дорисуй фигуру»

Дети опускают руку в мешок, достают по одной геометрической фигуре и отвечают на вопросы:

Что за геометрическая фигура у тебя в руке?

Какого цвета? Посмотри, на какие предметы в группе похожа эта фигура? Положи эту фигуру на песок и подумай, что можешь дорисовать к своей фигуре, чтобы получился рисунок.

«Угадай на ощупь»

Прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.

3 этап:

В царстве песочной грамоты.

На этом этапе проводятся игры на развитие диафрагмального дыхания; автоматизация звуков в речи; развитие фонематического слуха и восприятия; развитие связной речи, обучение рассказыванию.

Игра на развитие диафрагмального дыхания:

«Дорога к другу»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки к другой.

Для развития фонематического слуха и восприятия,

детям предлагается такая игра как:

«Две поляны»

Выставляются вперемешку фигурки или картинки. Ребенок должен разделить пространство и заселить одну часть животными с одним звуком, а другую часть – животными со звуком-оппозиционером. Похожие сюжеты можно разыгрывать с растениями, одеждой, предметами мебели, посуды и т. д.

Говоря о грамматической стороне речи, мы подразумеваем способность в рамках языковой нормы, образовывать новые слова, умении согласовывать их в роде, числе и падеже.

«Чей детеныш».

Провести дорожки от карточек с изображением детеныша к соответствующей карточке с изображением животного, назвать маму и детеныша.

«Стол находок».

Найти в песочнице карточку с изображением части тела животного и выставить к соответствующему животному и назвать, чья это часть тела.

Для развития связной речи и обучение рассказыванию, предлагаются следующие игры:

«Наведи порядок».

Сдуть с картинок песок. Разложить картинки по порядку и составить рассказ.

«Ветерок».

Подуть на горки песка, рассмотреть появившиеся картинки, четко назвать слова и составить с ними предложение.

Для составления творческих рассказов детям предлагаются игры

«Что случилось», «Продолжи рассказ», «Придумай историю»

2. Практическая часть.

Сегодня мы на практике попробуем использовать некоторые игры с песком.

Приглашаю для проведения практической части воспитателей подойти к столу.

-Вы любите путешествовать? (Ответы). Тогда мы с вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она не обычная песочная. Но чтобы попасть туда, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.

Ритуал «входа» в Песочную страну :

Давайте встанем вокруг песочницы, вытянем руки над песочницей

и произнесем заклинание:

Куда мы с вами попадем

Узнаете вы скоро.

В стране далекой мы найдем

Помощников веселых.

А еще нужно знать правила песочной страны, только тогда песочная Фея, которая следит за порядком в Песочной стране, разрешит нам поиграть в песок.

Вредных нет детей в стране –

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться.

Песок мы не бросаем,

Друг другу не мешаем,

Не спорим, не толкаемся,

А делом занимаемся.

Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.

Тактильная разминка. Упражнение «Здравствуй, песок

Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней стороной, затем тыльной стороной ладони. Какой песок на ощупь? (сухой, шершавый, мягкий). Протрите песок между ладонями. Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Песочный ветер».

В Песочной стране дует сильный ветер. Попробуйте, дуя в

трубочку, создать маленький ветерок. Можно сдуть песок с ладошки.

Игра «Картина из загадок»

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит. Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. Собрались овечки у небесной речки. (облака)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит (речка).

Как над речкой над рекой появился вдруг цветной чудо мостик подвесной, (радуга).

Игра «Построение мира на песке».

Сейчас я вас хочу попросить выбрать понравившиеся игрушки, камешки ракушки и т. д. Построить свой мир на песке, дать название, рассказать о жителях вашего мира, что они любят и чем они занимаются.

3. Рефлексия.

Какое упражнение Вам понравилось больше всего?

Заинтересовала ли Вас песочная терапия?

А свой мастер класс, я хочу закончить словами кандидата педагогических

наук, автора книг по песочной терапии Грабенко Татьяны Михайловны.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка,

Туда вольётся дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмём в игру…

Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду»Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.

Консультация для педагогов «Марблс-терапия для детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Марблс-терапия для детей дошкольного возраста» Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Каждый педагог знает, что движение.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии»Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии» Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаПесочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 февраля 2023 в 19:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Диана Кулиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД