светлана елатонцева
Мастер-класс для педагогов «Секреты успешной адаптации детей 2–3 лет к дошкольной образовательной организации»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги, гости! Меня зовут Елатонцева С. В., воспитатель высшей квалификационной категории.
И сегодня я для вас, проведу свой мастер-класс!
Тема моего мастер-класса «Секреты успешной адаптации детей 2-3 лет к дошкольной образовательной организации».
Цель: распространение педагогического опыта работы с детьми 2-3 лет в адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению.
Актуальность:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Секреты успешной адаптации детей 2–3 лет к дошкольной образовательной организации“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Это режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, новое помещение, таящее в себе много неизвестного.
Многие малыши трудно переносят даже временную разлуку с близкими, изменение условий жизни, привычек. Стресс, наносимый нервной системе ребенка в период его привыкания к детскому учреждению, может иметь долговременные последствия: нарушение в состоянии возбудимости нервной системы, невротические расстройства, приобретенные в период адаптации. Поэтому проблема правильной организации периода адаптации детей при поступлении их в детское учреждение приобретает большое социальное и педагогическое значение.
Коллеги, скажите пожалуйста, кто из вас имеет опыт работы с детьми младшего возраста в период адаптации? Вижу, есть такие. Сейчас мы с вами еще раз вспомним, а кто-то познакомится с этим впервые – что же такое адаптация, а для начала я хочу предложить вам упражнение. Перед вами слово «Адаптация», нужно придумать подходящие слова на каждую букву этого слова (ассоциативный ряд).
А – активность
Д – добро
А – анализ
П – последовательность
Т – тактичность
А – аргументированность
Ц – целеустремленность
И – инициативность
Я – яркость.
Видите, как много различных понятий вложено в это слово.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н. М. Аксариной, Н. Д. Ватутиной, Р. В. Тонковой-Ямпольской и других педагогов, и психологов. А в словаре С. И. Ожегова адаптация - приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. И любые изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают весь организм и психику.
С детьми младшего возраста я работаю уже четвёртый год, поэтому из года в год передо мной стоит задача - как сделать процесс адаптации к новым условиям жизни ребенка более плавным, безболезненным и более успешным.
Я поняла, что необходимы формы и методы работы, которые известны и понятны детям, знакомы из личного опыта; формы работы, имеющие, по сути терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние.
Не все малыши легко контактируют со сверстниками и со взрослыми. Очевидно, что для успешного взаимодействия с детьми требуется посредник.
Поэтому для облегчения процесса адаптации в своей работе я стала использовать ростовую куклу – один из элементов куклотерапии.
Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания.
Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям. Игра с куклой - это тот мир реальности, в котором живет ребенок.
Когда ребенок впервые приходит к нам, я встречаю его с куклой. Начинается общение от лица куклы. «Привет! Я Аня. Я живу в детском саду. Мне очень нравится здесь. Хочешь поиграть со мной. Не бойся! Давай мне ручку, и мы вместе с тобой пойдем в группу. Я покажу тебе, где мы играем, познакомлю тебя с нашими ребятами».
В период адаптации кукла содействует установлению доброжелательных контактов детей с воспитателем, созданию эмоционального - положительного настроя к детскому саду и уменьшению негативных проявлений. Однако, самое главное, излишне не использовать её в образовательном процессе, иначе у детей исчезнет интерес.
С помощью куклы я привлекаю внимание ребенка. Ему становится интересно. Далее, поддерживаю этот интерес с помощью развивающих игрушек, дидактических игр, пособий.
Активно использую куклу Аню при организации режимных моментов в группе: сопровождение приёма пищи, напоминание о правилах личной гиены (правильно мыть руки, закреплять процесс одевания и раздевания и др., при проведении организованно образовательной деятельности (оказание помощи Ане, что - либо делают для неё, подбирают одежду, тем самым учатся застёгивать и расстёгивать пуговицы, замочки, угостить Аню чаем).
Помимо привыкания к новой обстановке, кукла помогает малышам приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку (покачать куклу, пожалеть). Ребята вместе с куклой учатся танцевать, выполнять различные физические упражнения. Дети с большим удовольствием выполняют задания педагога от имени куклы и для нее. Уголок уединения помогает детям снять эмоциональное напряжение, поделиться своими секретами. Ростовая кукла - отличный способ разговорить даже самого застенчивого ребенка.
Посмотрите, как интересно живется нам с куклой (ролик)
А сейчас коллеги, я добавлю немножко волшебства, мне хочется, чтобы вы побывали в роли наших детишек. Давайте все встанем и повторяем за мной: «Вокруг себя обернись и в детишек превратись», ребята, присаживайтесь.
Работа с аудиторией через ростовую куклу.
Хорошо, нам пора снова стать взрослыми «Вокруг себя обернись и во взрослых превратись.
Применяя ростовую куклу в работе с детьми, я достигла следующих результатов:
-уменьшается эмоциональная напряженность,
-развиваются коммуникативные навыки,
-пространственная ориентация,
-развивается мелкая моторика,
-формируются социальные навыки.
Использование данного метода помогло мне адаптировать детей к новым условиям в короткие сроки.
Адаптация к д/с – это важное событие в жизни малыша и родителей, а также педагогов. От того, насколько легко пройдет этот период для ребенка зависит его эмоциональное состояние, психическое здоровье.
Рефлексия: Наша встреча подошла к концу. А была она для вас полезной и интересной, мы сейчас узнаем. Я приглашаю сюда несколько коллег. Прошу вас встать в круг, передавая мяч, отвечать на вопросы: Что нового я узнал сегодня? Как вы себя чувствовали в роли детей? Было ли это для меня полезно? Что я еще хотел бы узнать?
Думаю, что используемый сегодня в мастер-классе метод куклотерапия поможет вам в дальнейшем добиться желаемых результатов во всех видах деятельности и станет изюминкой в работе с детьми. Итак, дерзайте, уважаемые педагоги! Успехов в вашей педагогической деятельности!