Ирина Альбертовна Кубашева
Мастер-класс для педагогов «Рисование на световом планшете»
Тема: Рисование песком на световых планшетах.
Цель: познакомить педагогов с особенностями новой нетрадиционной техникой рисования песком на световом столе.
Задачи:
Образовательные: способствовать овладению педагогов некоторыми способами, приемами и играми рисования песком на световом столе, которые используются на занятиях с детьми.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Рисование на световом планшете“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Развивающие: содействовать развитию интереса педагогов к данной технике рисования и введению её в практическую деятельность.
Воспитательные: вызвать чувство эмоционального комфорта.
Оборудование: световой стол, песок, музыкальное сопровождение.
1. Презентация педагогического опыта
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мастер-классе «Рисование песком на световом планшете».
Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, когда слышите его? (ответы педагогов)
Многие из вас вспомнили пляж, теплое море, легкий ветерок, крики чаек. Все это очаровывает, позволяет нам расслабиться, забыть о проблемах и немного отдохнуть.
Без сомнения многие из вас бывали на песчаном пляже. Оказавшись там, мы с удовольствием гладим песок ладонью, пересыпаем его из руки в руку, строим из него сказочные замки. Мы не замечаем, как словно по волшебству, вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется чувство покоя, умиротворения, радости.
А если вспомнить детство? Кто из нас не играл в песочнице? Совочек, ведерко, формочки – одни из первых игрушек, которые родители покупают детям. Именно в песочнице происходят первые контакты детей друг с другом.
Сегодня мы с вами посмотрим на потенциал использования песочницы с другой стороны.
Игры с песком – одна из естественных форм деятельности ребенка. Рисуя картины на песке, мы в наиболее понятной для него форме передаем ребенку жизненный опыт, знания и законы окружающего мира. Очень часто ребенок не может выразить словами свои переживания, страхи. В этой ситуации ему на помощь приходят игры с песком. Создавая картины собственного мира, проигрывая взволновавшую ситуацию на песке, дети освобождаются от тревог, страхов и напряжения.
Давайте рассмотрим позитивные стороны работы с песком:
Простота – для работы необходим лишь песок и световой стол
Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок.
Красота – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию.
Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество раз.
2. Проведение имитационной игры
На занятиях с детьми я использую 3 этапа работы с песком: ---
подготовительный (ритуал входа)
основная часть
заключительный (ритуал выхода).
Давайте рассмотрим каждый этап подробно.
На первом занятии необходимо определить правила поведения в песочнице (контролировать и регулировать рамки поведения, взаимоотношения детей может сказочный персонаж. На моих занятиях – это хозяйка песочной страны – черепаха)
Правила при работе с песком:
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Все действия с песком проводим плавно
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. После игры надо помочь хозяйке песочной страны – черепахе убрать все игрушки на свои места.
В начале занятия я с детьми провожу побуждающую к работе игру «Приветствие» : дети (в данном случае педагоги) становятся в круг, берутся за руки, повторяют слова и движения за педагогом.
Собрались мы здесь опять (качаем руками)
Мастерить, с песком играть. (трем ладони)
Заниматься нам пора. (беремся за руки)
Ну, за дело, мастера! (поднимаем руки вверх)
«Здороваемся с песком»
Цель – настройка на работу с песком, расслабление. Включается расслабляющая музыка.
Педагоги подходят к световому столу.
Я предлагаю вам дотронуться до песка правой рукой, затем левой рукой. Погладьте песок. Что вы чувствуете? Зачерпните песок правой рукой и поднимите над стеклянной поверхностью стола, повторяйте за мной:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинай с песком играть! (трем песок между ладошками)
Из ладошки на ладошку
Наш песочек насыпать. (В кулак набираем песок и постепенно его высыпаем на раскрытую ладонь другой; кулак держим вертикально; упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой.)
-Ну что, согрелся наш песочек? Теперь давайте выключим свет (выключаем свет и включаем стол).
Поверхность стола засыпана слоем песка.
-Посмотрите, мы с вами оказались в Песочной стране. Здесь пока еще совсем пусто, но вскоре вы станете настоящими волшебниками, и наш песочек оживет. Я предлагаю вам положить ладони правой и левой руки на поверхность стола и слегка нажать, почувствуйте песок, его каждую крупинку. Поднимите руки, что вы видите? (Ответы) На что похож отпечаток ладошек? (Ответы) Дорисовываю усики – получилась бабочка.
-Вдруг налетел ветер, и бабочка улетела. (Засыпаем изображение бабочки слоем песка)
-Посмотрите, на небе появилась тучка (Кулаком правой руки рисуем тучку круговыми движениями, а за ней еще одна (то же проделываем кулачком левой руки). Пошел дождик (Указательными пальчиками обеих рук рисуем дождик).
-Дождик был такой сильный, что образовалась целая лужа (В нижней части стола ребром ладони убираю песок со стола)
-Выглянуло солнышко (Кулачком правой руки, круговыми движениями, рисую круг в верхней части стола. Указательными пальчиками обеих рук рисую лучики).
-Солнышко высушило лужу (Засыпаю песком лужу).
3. Моделирование
Теперь я предлагаю вам пофантазировать. Что осталось после того, как высохла лужа, а солнышко согрело землю? (Ответы) Может быть на месте лужи появился маленький росток? Как он выглядит? Нарисуйте.
-Пройдет время и из ростка появится раскидистое дерево. Как оно выглядит? Нарисуйте. (Можно показать прием рисования ствола одновременно четырьмя пальцами правой руки – движение сверху вниз. Ветки рисуем указательными пальчиками обеих рук, боковые веточки мизинчиками)
-Все веточки нашего дерева покрыты листиками. Как это показать? Попробуйте (Всеми пальчиками обеих рук делаем отпечатки, как будто играем на пианино)
-Пройдет еще немного времени и в Песочной стране наступит осень. Листики на дереве начнут облетать. Как это будет выглядеть? Покажите. (Таким же способом рисуем листики внизу стола, под деревом)
-Пройдет еще немного времени и в Песочной стране наступит зима. Снегом она укроет опавшие листья, и наше дерево. (Засыпаем всю картину песком)
Ритуал выхода.
Мы в песочек поиграли, (гладим песочек, собирая его к центру стола, затем аккуратно убираем его в отделение для песка)
Наши пальчики размяли, (сжимаем, разжимаем ладошки)
Мы песочек отряхнём, (трем ручки, отряхивая песочек)
Наши пальчики потрём! (трем каждый пальчик)
Включаем свет, закрываем стол.
4. Вывод
И так уважаемые коллеги я думаю, вы со мной согласитесь, что рисование песком обладает удивительной способностью расширять сознание и воображение, помогает успокоиться, прийти в состояние гармонии с самим собой. Этот вид нетрадиционной техники рисования помогает дошкольникам преодолеть страх перед рисованием, расковывает, вселяет уверенность в свои силы, даёт возможность легко и самостоятельно экспериментировать.
Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали; было ли вам интересно и хотели бы вы применить полученные знания.
Спасибо за внимание.