Елена Данилина
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников c помощью кинезиологических упражнений»
Цель мастер-класса : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию нетрадиционных форм развития мелкой и крупной моторики в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами развития мелкой и крупной моторики детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие речи дошкольников c помощью кинезиологических упражнений“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения, нейроигры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Разучить с участниками мастер-класса кинезиологические упражнения, дать им возможность позаимствовать элементы педагогического опыта для улучшения обственного опыта.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания практике.
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему : “Развитие речи дошкольников c помощью кинезиологических упражнений”.Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер-класса.
Мы с вами поговорим об одной из основных задач, стоящих перед ДОУ – развитии речи детей. Речь – это не прирожденный дар. Формирование речевой функции тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с мелкой. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения. В настоящее время развитие речи детей- одна из актуальных задач ДОУ. Дети с плохо развитой ручной моторикой часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, речевое развитие, снижает концентрацию внимания. Одним из универсальных методов, который помогает в умственном и физическом развитии ребенка является кинезиология. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервныхволокон (мозолистоетело).
Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, формируют образ собственного тела и координацию движений (развитие одновременных согласованных односторонних и разносторонних движений рук и ног.
Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта, позволяет развивать способности человека или корректировать его проблемы, в частности проблемы в развитии речи у дошкольников. В своей практике я использую кинезилогические упражнения и игры. Включаю их в утреннюю гимнастику, в ООД.
Условия проведения упражнений :
Занятия проводятся утром
Ежедневно
В доброжелательной обстановке
Упражнения проводятся стоя или сидя за столом
От детей требуется точное выполнение движений и приемов
Для детей младшего дошкольного возраста использую наиболее простые упражнения на развитие мелкой моторики такие как:
*“Домик” Поочередное и одновременное соединение подушечек пальцев левои и правой руки. Упереться.
*“Елочка” Продевание пальцев между собой до упора.
*”Замок Продевание пальцев между собой до упора. Сжимание их между собой.
*“Фанарики”
Кисти рук вертикально. Кисть правой руки сжата в кулак, ладошка левой руки раскрыта. Поочередное и одновременное сжатие в кулак левой и раскрытие правой ладошки и наоборот.
Для старшего дошкольного возраста :
*»Суперхудожник»
1-й уровень сложности:
Ребёнок одновременно обеими руками «рисует» одинаковые фигуры (круг, квадрат, треугольник, лежачую восьмёрку, а затем несколько раз обводит нарисованное.
2-й уровень сложности:
Ребёнок одновременно обеими руками «рисует» разные фигуры, а затем несколько раз обводит нарисованное.
Упражнений в данной методике очень много, я выбираю более приемлемые для занятий по физической культуре. Рекомендую педагогам подобрать для работы с детьми и использовать в своей работе кинезилогические упражнения. Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите ребенку чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело.
* “Колечко”
Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
*“Цепочка” с поочередным соединением большого с остальными.
На развитие крупной моторики для детей младшего дошкольного возраста использую наиболее простые упражнения :
*“Носочки – ладошки” (привет – пока)»
Односторонние движения руками и ногами вверх – вниз, реципрокные (разносторонние) движения руками и ногами вверх – вниз.
2-й уровень сложности:
То же, но с добавлением глаз и языка. Глаза следят за ладошкой поднятой вверх, кончик языка указывает на ладошку, направленную вниз. Голова при этом остаётся неподвижной.
*«Оладушки». Правая рука лежит на колене ладогью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая – ладонью вниз. По мере усвоения - жвижения ускорять.
Мы играли в ладушки-
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
*«Мельница»
Круговые вращения рук одновременно: вперёд, назад, в разные стороны (одна вперёд – другая назад одновременно).
Для старших дошкольников использую более сложные упражнения
*«Перекрёстные шаги»
Выполнять это упражнение лучше физически, но если именно сейчас обстановка вокруг не позволяет Вам выполнить его реально, попробуйте проделать это упражнение мысленно, часть его реального эффекта – вы всё равно получите. Это упражнение достаточно лёгкое, а эффект от него – значительный. Один из секретов этого упражнения – в интеграции правого и левого полушария головного мозга, а значит, включается логический (левое полушарие) и образный, интуитивный (правое полушарие) способ мышления. А как говорят, один ум хорошо, а два – лучше.
Техника выполнения упражнения :
Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины.
Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга.
Поэтому упражнение «Перекрестные шаги» способствует развитию координации и ориентации в пространстве, делает более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.
• Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
• Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой (выполнять стоя или сидя).
• Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.
Далее - односторонние движения: правая нога – правая рука, левая нога – левая рука.
• Начинаем и заканчиваем упражнение перекрёстными движениями.
*«Канатоходец»
• И. п. : стоя, руки опущены. Перед ребёнком - канат «под куполом цирка», по которому он должен пройти как настоящий канатоходец (в руки можно дать флажки).
• 1-й уровень сложности: шаг правой ногой – левая рука в сторону, шаг левой ногой – правая рука поднимается, левая – опускается. Шагая, ребёнок должен «тянуть носок».
• 2-й уровень сложности: то же, но двигаясь по канату в обратном направлении спиной вперёд.
• *«Буратино»
• И. п. стоя, прыжки с одновременным движением рук и ног.
• 1-й уровень сложности:
• 1-й цикл:
• Руки врозь, ноги врозь – ноги вместе, руки вместе. Усложнение: руки вместе, ноги врозь – ноги вместе, руки врозь.
• 2-й цикл:
• Ноги скрестно, руки скрестно – ноги врозь, руки врозь. Усложнение: ноги скрестно, руки врозь – ноги врозь, руки скрестно.
• 3-й цикл:
• Правая рука вверх, прыжок на левой ноге – левая рука вверх, прыжок на правой ноге.
• 4-й цикл:
• Левая рука вперёд, правая рука назад + правая нога вперёд, левая нога назад и наоборот.
• 2-й уровень сложности:
• Прыжки выполняются с продвижением вперёд.
• 3-й уровень сложности:
• Прыжки выполняются с продвижением назад.