Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников c помощью кинезиологических упражнений»

Елена Данилина
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников c помощью кинезиологических упражнений»

Цель мастер-класса : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию нетрадиционных форм развития мелкой и крупной моторики в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами развития мелкой и крупной моторики детей дошкольного возраста.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие речи дошкольников c помощью кинезиологических упражнений“» размещена в разделах

2. Разучить с участниками мастер-класса кинезиологические упражнения, дать им возможность позаимствовать элементы педагогического опыта для улучшения обственного опыта.

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания практике.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему : “Развитие речи дошкольников c помощью кинезиологических упражнений”.Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер-класса.

Мы с вами поговорим об одной из основных задач, стоящих перед ДОУ – развитии речи детей. Речь – это не прирожденный дар. Формирование речевой функции тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с мелкой. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения. В настоящее время развитие речи детей- одна из актуальных задач ДОУ. Дети с плохо развитой ручной моторикой часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, речевое развитие, снижает концентрацию внимания. Одним из универсальных методов, который помогает в умственном и физическом развитии ребенка является кинезиология. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервныхволокон (мозолистоетело).

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, формируют образ собственного тела и координацию движений (развитие одновременных согласованных односторонних и разносторонних движений рук и ног.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта, позволяет развивать способности человека или корректировать его проблемы, в частности проблемы в развитии речи у дошкольников. В своей практике я использую кинезилогические упражнения и игры. Включаю их в утреннюю гимнастику, в ООД.

Условия проведения упражнений :

Занятия проводятся утром

Ежедневно

В доброжелательной обстановке

Упражнения проводятся стоя или сидя за столом

От детей требуется точное выполнение движений и приемов

Для детей младшего дошкольного возраста использую наиболее простые упражнения на развитие мелкой моторики такие как:

*“Домик” Поочередное и одновременное соединение подушечек пальцев левои и правой руки. Упереться.

*“Елочка” Продевание пальцев между собой до упора.

*”Замок Продевание пальцев между собой до упора. Сжимание их между собой.

*“Фанарики”

Кисти рук вертикально. Кисть правой руки сжата в кулак, ладошка левой руки раскрыта. Поочередное и одновременное сжатие в кулак левой и раскрытие правой ладошки и наоборот.

Для старшего дошкольного возраста :

*»Суперхудожник»

1-й уровень сложности:

Ребёнок одновременно обеими руками «рисует» одинаковые фигуры (круг, квадрат, треугольник, лежачую восьмёрку, а затем несколько раз обводит нарисованное.

2-й уровень сложности:

Ребёнок одновременно обеими руками «рисует» разные фигуры, а затем несколько раз обводит нарисованное.

Упражнений в данной методике очень много, я выбираю более приемлемые для занятий по физической культуре. Рекомендую педагогам подобрать для работы с детьми и использовать в своей работе кинезилогические упражнения. Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите ребенку чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело.

* “Колечко”

Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

*“Цепочка” с поочередным соединением большого с остальными.

На развитие крупной моторики для детей младшего дошкольного возраста использую наиболее простые упражнения :

*“Носочки – ладошки” (привет – пока)»

Односторонние движения руками и ногами вверх – вниз, реципрокные (разносторонние) движения руками и ногами вверх – вниз.

2-й уровень сложности:

То же, но с добавлением глаз и языка. Глаза следят за ладошкой поднятой вверх, кончик языка указывает на ладошку, направленную вниз. Голова при этом остаётся неподвижной.

*«Оладушки». Правая рука лежит на колене ладогью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая – ладонью вниз. По мере усвоения - жвижения ускорять.

Мы играли в ладушки-

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

*«Мельница»

Круговые вращения рук одновременно: вперёд, назад, в разные стороны (одна вперёд – другая назад одновременно).

Для старших дошкольников использую более сложные упражнения

*«Перекрёстные шаги»

Выполнять это упражнение лучше физически, но если именно сейчас обстановка вокруг не позволяет Вам выполнить его реально, попробуйте проделать это упражнение мысленно, часть его реального эффекта – вы всё равно получите. Это упражнение достаточно лёгкое, а эффект от него – значительный. Один из секретов этого упражнения – в интеграции правого и левого полушария головного мозга, а значит, включается логический (левое полушарие) и образный, интуитивный (правое полушарие) способ мышления. А как говорят, один ум хорошо, а два – лучше.

Техника выполнения упражнения :

Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины.

Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга.

Поэтому упражнение «Перекрестные шаги» способствует развитию координации и ориентации в пространстве, делает более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.

• Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.

• Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой (выполнять стоя или сидя).

• Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.

Далее - односторонние движения: правая нога – правая рука, левая нога – левая рука.

• Начинаем и заканчиваем упражнение перекрёстными движениями.

*«Канатоходец»

• И. п. : стоя, руки опущены. Перед ребёнком - канат «под куполом цирка», по которому он должен пройти как настоящий канатоходец (в руки можно дать флажки).

1-й уровень сложности: шаг правой ногой – левая рука в сторону, шаг левой ногой – правая рука поднимается, левая – опускается. Шагая, ребёнок должен «тянуть носок».

2-й уровень сложности: то же, но двигаясь по канату в обратном направлении спиной вперёд.

• *«Буратино»

• И. п. стоя, прыжки с одновременным движением рук и ног.

1-й уровень сложности:

1-й цикл:

• Руки врозь, ноги врозь – ноги вместе, руки вместе. Усложнение: руки вместе, ноги врозь – ноги вместе, руки врозь.

2-й цикл:

• Ноги скрестно, руки скрестно – ноги врозь, руки врозь. Усложнение: ноги скрестно, руки врозь – ноги врозь, руки скрестно.

3-й цикл:

• Правая рука вверх, прыжок на левой ноге – левая рука вверх, прыжок на правой ноге.

4-й цикл:

• Левая рука вперёд, правая рука назад + правая нога вперёд, левая нога назад и наоборот.

2-й уровень сложности:

• Прыжки выполняются с продвижением вперёд.

3-й уровень сложности:

• Прыжки выполняются с продвижением назад.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Использование кинезиологических упражнений для развития речи и координации движений детей дошкольного возраста Представленный опыт накапливался в результате работы с детьми старшего дошкольного возраста два года. Выбранное мною направление деятельности.

Использование кинезиологических упражнений в режимных моментах в детском саду В дошкольном образовательном учреждении в рамках работы с детьми раннего возраста целесообразно использовать упражнения, содержащие элементы.

Картотека кинезиологических упражненийКартотека кинезиологических упражнений  Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом,  чем интенсивнее нагрузка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников c помощью кинезиологических упражнений»
Опубликовано: 25 марта 2025 в 12:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников c помощью кинезиологических упражнений»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Данилина (УИ 841409) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных