Лариса Стрельцова
Мастер-класс для педагогов «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми.
2. Закрепить знания участников мастер – класса об организации и проведении народных подвижных игр.
3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Русские народные игры
- Темочки
Инстр. - Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наш мастер - класс посвящен русским народным играм и их значению в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
- Как показывает статистика, в настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети значительно меньше гуляют на улице, много времени уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потере здоровья.
- Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо и педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.
Инстр. - Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам поделиться секретами сохранения и укрепления своего здоровья. Фразу необходимо начинать так, я правильно…или я соблюдаю…
Педагоги :
… правильно питаюсь,
…соблюдаю режим дня,
…делаю утреннюю зарядку,
…много хожу пешком,
…посещаю бассейн,
…посещаю тренажёрный зал,
…стараюсь по больше гулять на свежем воздухе….
Инстр. - А теперь расскажите нам, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников?
Педагоги :
- правильно организовываю двигательный режим дошкольников (утренняя гимнастика, физкультурные занятия и развлечения,
- организовываю полноценные прогулки,
- организовываю проветривания,
- стараюсь заботиться о профилактике простудных и инфекционных заболеваний,
- организовываю безопасную среду,
- рациональный режим дня,
- забочусь о своевременном информировании родителей воспитанников по теме организации здорового образа жизни дошкольников и их семей,
- вовлекаю семьи в мероприятия по укреплению здоровья…
Инстр. - Составляющих здорового образа жизни много, но сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на одной из них.
- Русская народная игра – это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.
- Без игры немыслимо формирование человека, как полноценной личности. И культура славян – один из лучших тому примеров, т. к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр. На Руси умели, и работать и весело отдыхать. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
- Русские народные игры можно разделить на несколько групп:
1. Русские народные игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. «В коршуна», «Заинька беленький», «У медведя во бору», «Ручеёк», «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «Филин и пташки», «Весна – красна», «Мороз – красный нос», «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Ящерица», «Хромой цыпленок», «Оса» и их различные варианты.
2. Игры, отражающие историческое наследие русского народа, быт русского народа, повседневные занятия наших предков. «Горшки», «Пирожок», «Лапти», «Поясок», «Кузнецы», «Дедушка-рожок», «Домики», «Заря» «Каравай», «Охотники и утки», «Ловись, рыбка», «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Капуста»
3. Игры, которые дают возможность помериться силой и ловкостью, проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию, побуждают стремление детей стать сильнее, победить всех. «Пустое место», «Гори ясно», «Бой петухов», «Городки», «Цепи кованные», «Перетягивание каната», «Защита укрепления», «Бои на бревне», «Горелки», «Жмурки», «Ловишка», «Перетяни за черту», «Взятие снежной крепости», «Вытолкни за круг», «Бои на бревне» и их различные варианты.
- Эти игры очень нравятся детям, особенно мальчикам. В них, каждый желающий может проявить себя, ведь они не только развивают силовые качества, но и учат честным отношениям друг к другу, способствуют укреплению дружбы, выявлению симпатий детей, сплочению коллектива.
Инстр. - Для младшего возраста необходимо выбирать наиболее простые игры, которые привлекают своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору», «Котенька-коток», «Пчёлки и ласточка».
- Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Для этого необходимо использовать маски, элементы одежды, иллюстрации, игрушки, художественную литературу, малые формы фольклора: «Петушок, петушок.», «Как у нашего кота…».
- В средней группе вводится понятие «водящий». На роль водящего выбирается шустрый, смышлёный ребёнок, потому что, водящий - важная фигура в игре. Ведь от него зависит, насколько интересно и оживленно пройдет игра. Ловкий и сообразительный водящий, выбранный в начале игры, послужит хорошим примером для остальных ребят, которым придется выполнять эту роль через некоторое время.
Водящего может назначать:
- воспитатель (при этом он должен кратко обосновать свой выбор и подробно объяснить водящему его задачу);
- участники игры (этот способ нужно чаще применять, так как он основан на инициативе ребят, и, кроме того, водящий, выдвинутый коллективом, всегда старается как можно лучше справиться с задачей игры);
- персонаж.
- Действия водящего заключается в легком касании рукой убегающего, нельзя толкать, хватать за одежду, захватывать в объятия.
Выбор водящего чаще всего происходит с помощью считалки.
- Считалки – это короткие рифмованные стихи, как правило, малоосмысленные, но с юмором. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид. Участники - встают в круг. Один в середине - громко произносит считалку. При каждом слове он касается поочередно рукой каждого играющего, не исключая самого себя. На кого выпадает последнее слово, тот и - водит.
- В старшем дошкольном возрасте необходимо знакомить с новыми способами выбора водящего: зазывалки, жеребьевки, угады, сговоры.
Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:
Чижик-пыжик воробушек,
По улочке скачет,
Девиц собирает
Поиграть-поплясать
Себя показать?
Или:
Тай-тай, налетай!
Кто в жмурки (прятки, салки и т. д.) играй?
Или:
Собирайся народ,
Кто в прятки играть идёт?
Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор.
Тай-тай, налетай
Никого не принимай!
- Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения. Традиционно в русских народных играх для выбора водящего используют жребий. Все участники при этом в равных условиях, и лишь случай решает, кому повезет и как распределятся силы.
Жеребьевки, которые тоже создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры, применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают: «Ниточка или иголочка?»
- Чтобы определить, кому начинать игру, можно также «коваться» (мериться на палке). Для этого берут палку или веревку, и один игрок захватывает конец, рядом берется другой, затем третий и т. д. Кто захватит противоположный конец, тому водить или начинать игру.
- Если игра требует разделения на команды, используется сговор (уговор, подбор). Участники игры сговариваются между собой, кого как называть (птицей, растением, животным). И, разбившись на пары, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий.
Сговоры бывают разные:
- Что возьмешь: «Наливное яблочко или золотое блюдечко?»
«Медведя лохматого или козла рогатого»
«Из речки ерша или из леса ежа»
«Таракана усатого или тигрёнка полосатого»
- Существуют и другие жеребьевки — угады. Например: по количеству играющих - берут палочки (соломки, бумажки). Одна из них должна быть короче или длиннее. Кто вытянет самую длинную (короткую) палочку — как уговорились, — тот и водит.
- Русские народные подвижные игры, проводятся как на физкультурных занятиях, так и в группе, и на прогулке, их легко можно включить в непосредственно образовательную деятельность, в развлечения, использовать как физкультминутки. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие.
- Благодаря знакомству с русскими народными играми, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в некоторые русские народные игры.
Русская народная игра «Мотылек»
Задачи: развивать умение красиво и плавно двигаться.
Оборудование: яркий сачок.
Ход игры:
Взрослый поет, а ребенок изображает мотылька.
На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают.
(Малыш бегает, руки в стороны - "мотылек летает".)
Тетя вышла на лужок,
У нее в руках сачок.
Берегись-ка, мотылек,
Улетай скорей, дружок!
(А. Ануфриева)
Взрослый держит в руках яркий сачок. После слов «Берегись-ка, мотылек» ребенок убегает, и взрослый «ловит» его сачком.
Русская народная игра «Заря - заряница»
Один из детей держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Все играющие берут по ленте. Один из участников - водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:
Заря - заряница, Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Раз, два - не воронь,
А беги, как огонь!
С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становиться водящим. Игра повторяется.
Русская народная игра «Колечко»
На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается три - четыре раза, стоя на одном месте. Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Колечко, колечко, я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руки со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.
Правила: Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя; Водящий говорит слова: «я иду искать» - с закрытыми глазами; Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.
Русская народная игра «Веревочка»
Длинную веревку связывают за концы. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.
Правила. 1. Играющие должны веревку держать двумя руками.
2. По ходу игры веревка не должна падать на землю.
Русская народная игра «Горелки с платочком»
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Посмотри на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три!
Последняя пара беги!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», т. е. водит.
Русская народная игра «Цепи кованные»
Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:
- Цепи, цепи, разбейте нас!
Кем из нас? – отвечает другая
- Стёпой! - отвечает первая
Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.
Русская народная игра «Жмурки»
Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По сигналу, участвующие в игре, разбегаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры старается поймать кого-нибудь.
Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».
Дети должны во время бега следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: «Огонь»!
Игра может проводиться с колокольчиком, который дети передают друг другу.
Русская народная игра «Салки»
Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет.
На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»
Правила игры :
1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.
Инстр. - Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминологией. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры, развивать внимание, мышление, воображение, память.