Чайкина Ирина
Конспект мастер-класса для педагогов «Опыты и эксперименты с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Опыты и эксперименты для детей»
Автор: Чайкина Ирина Викторовна
Воспитатель МАОУ «Прогимназии г. Благовещенска»
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию
«Опыты и эксперименты для детей»
Цель мастер-класса : повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме экспериментирования.
Задачи:
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Опыты и эксперименты с детьми“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
• познакомить слушателей, как можно использовать опыт в экспериментальной деятельности детей;
• вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих детей с разными свойствами предметов;
• развивать у педагогов умение видеть проблему, решать её и делать выводы;
• воспитывать у педагогов интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.
• развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Раздаточный материал: к каждому опыту
Ход мастера - класса :
I. Приветствие. Введение в тему.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада вас видеть на своём мастер-классе.
Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?». В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В рамках мастер-класса хотела бы поделиться своим опытом в исследовательской деятельности. С вашей помощью сегодня на мастер классе я хочу продемонстрировать некоторые не сложные занимательные опыты и эксперименты с некоторыми материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Ну, а зал в катором мы находимся превращается в лабораторию.
- Кто мне скажет, что такое лаборатория? (оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т. д)
- А кто в лаборатории работает? (Лаборанты)
Наша лаборатория готова Вас принять. Предлагаю Вам побыть сегодня лаборантами.
В лаборатории всегда тихо и чисто. Я буду заведующая лабораторией. Уважаемые лаборанты! Послушайте, как нужно вести себя в лаборатории:
Предлагаю вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах.
2. О свойствах веществ.
3. О взаимодействии веществ.
II. Совместное проведение экспериментирования.
- И так начнем наши эксперименты.
Опыт 1. «Воздушный виноград»
Проще простого заставить двигаться предмет, толкнув его рукой. А можно ли заставить двигаться виноградинку, не дотрагиваясь до нее? Проделайте этот опыт и вы узнаете по крайней мере один способ.
Реквизит:Бутылка с минеральной водо,стакан,виноградинки
Разложи нужные предметы на столе. Открой бутылку с минеральной водой и вылей воду в стакан. Начинаем научное волшебство! в стакан с минералкой мы опускаем виноградинку. Подожди несколько секунд и понаблюдай, что будет происходить.
Результат
Через некоторое время виноградинка в стакане начнет плавать вверх-вниз покрываясь пузырьками.
Объяснение
Это происходит из-за того, что в банке с минеральной водой содержится газ, который называется углекислым. Углекислый газ в банке растворён в жидкости и находится под давлением. Открыв банку и налив воду в стакан, вы освобождаете этот газ. Плотность у углекислого газа ниже, чем у находящейся в банке жидкости, поэтому его пузырьки поднимаются на поверхность.
Когда мы кладем в стакан виноградину, пузырьки газа «прилипают» к ним с поверхности. Плотность виноградины ниже, чем у минеральной воды. Покрытая пузырьками виноградина поднимается к поверхности жидкости. Там пузырьки углекислого газа лопаются, и плотность виноградины опять становится выше, чем плотность минеральной воды. Освободившись от пузырьков газа, они снова идут ко дну. Там пузырьки газа опять «прилипают» к поверхности винограда, и всё повторяется с начала. Так происходит до тех пор, пока из минеральной воды не перестанет выделяться газ. Довольно скоро углекислый газ прекращает выделяться, и виноград спокойно спускается на дно.
Опыт 2. «Кислота надувает шарик»
В этом замечательном опыте мы расскажем, как надуть шарик содой и кислотой. На первый взгляд звучит странно и необычно, но на самом деле все довольно просто.
Этот опыт наглядно показывает, к чему может привести простая химическая реакция. После опыта мы узнаем, почему же надувается шарик и что происходит, когда мы смешиваем соду с уксусом.
Реквизит: уксус, пищевая сода, пустая бутылка небольшая, воздушный шарик.
Подготовка:
Разложи нужные предметы на столе. Сначала насыпаем около трех четырех чайных ложечек соды внутрь шарика. Для удобства используем воронку. В бутылку наливаем немного уксуса. Далее возьмите шарик и наденьте его на горлышко бутылки. Наденьте шарик так, чтобы сода пока осталась внутри шарика и не падала в бутылку.
Начнем волшебство:
Потом резко выпрямите шарик, чтобы сода высыпалась внутрь бутылки. Как только это произойдет, внутри бутылки начнется химическая реакция.
Результат:
Вы должны увидеть, как уксус начнет булькать и пениться, при этом шарик начнет надуваться. Совет
Хотите, чтобы шарик надувался быстрее и лучше? Перед опытом один раз надуйте его самостоятельно ртом, а затем сдуйте, чтобы растянуть материал.
Объяснение:
Все, что нас окружает состоит из молекул или из различных типов веществ. Очень частно два вида молекул взаимодействуют друг с другом, формируя новые молекулы. В нашем опыте происходит взаимодействие соды и уксуса.
Пищевая сода это один из видов вещества, называемого базовым. Уксус это смесь уксусной кислоты и воды. Уксусная кислота это вид вещества, называемого кислотой.
Именно уксусная кислота и вступает в реакцию с содой. В результате химической реакции мы получаем углекислый газ, который покидает жидкую смесь, расширяется внутри бутылки и шарика и надувает шарик.
Это интересно. Многие думают, что воздушный шарик, надуваемый в опыте, должен взлететь, как если бы его надували гелием. Гелий легче воздуха и шарики, надутые им, взлетают. Однако, углекислый газ тяжелее воздуха и шарик, надутый им, не взлетит!
Опыт 3. «Масло и вода»
В этом опыте мы посмотрим может ли масло раствориться в воде.
Реквизит: два стакана,масло,емкость с водой,ложечки
И так с начало наливаем в стаканы воду и сверху добавляем масло,Аккуратно размешиваем и смотрим,что происходит. Масло не смешивается с водой.
Объяснение: Не все жидкости могут между собой смешиваться. Плотность масла выше,чем воды
III. Выводы
- Эксперименты довольно простые, но доставляют массу положительных эмоций. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется. Закончить свой мастер-класс хотелось бы словами русского естествоиспытателя Климента Аркадьевича Тимирязева «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
VI. Рефлексия
Творческих успехов!
Удачных экспериментов! Наука – это весело!